Закон о потребительском кооперативе

  • Важнейший документ недели с 22 по 28 мая 2012 года

Федеральный закон от 23.04.2012 N 37-фз «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

(7 kb)

Федеральный закон N 37-ФЗ вносит значительные изменения в Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Большая часть изменений законодательства о потребительской кооперации касается порядка управления в потребительских обществах. Законом N 37-ФЗ уточнены некоторые детали созыва и проведения общих собраний органов управления этих юридических лиц.
Наиболее важные изменения касаются статуса и полномочий нового субъекта организационных отношений в потребительских обществах и союзах потребительских обществ — наблюдателя, который наделяется обширными контрольными полномочиями в сфере финансовой и хозяйственной деятельности указанных подконтрольных организаций.
Еще одним следствием установления такой системы контроля над всеми потребительскими обществами и союзами потребительских обществ является усиление роли центрального союза потребительских обществ, способного осуществлять контроль и координацию деятельности всех организаций — участников потребительской кооперации. По рекомендации наблюдателей, назначаемых вышестоящими союзами потребительских обществ, могут назначаться и увольняться члены органов управления в потребительских обществах и нижестоящих союзах потребительских обществ.
В ст. 2 Закона N 37-ФЗ установлено, что потребительские общества и союзы потребительских обществ, созданные до дня вступления в силу указанного Закона, должны привести свои уставы в соответствие с его положениями в течение 12 месяцев со дня его официального опубликования, то есть до 25 апреля 2013 г. Представления учредительных договоров в регистрирующий орган при этом не требуется.
Закон N 37-ФЗ вступил в силу 5 мая 2012 г.
Общее собрание пайщиков потребительских обществ
Высшим органом потребительского общества согласно п. 2 ст. 15 Закона о потребкооперации является общее собрание потребительского общества.
Законом N 37-ФЗ нормы, регулирующие полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества, были дополнены указанием на то, что порядок созыва общего собрания пайщиков потребительского общества может устанавливаться как Законом о потребкооперации, так и уставом потребительского общества (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции).
Также указанная статья Закона о потребкооперации была дополнена общими правилами созыва общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 6 ст. 16 Закона о потребкооперации).
Законом N 37-ФЗ установлено, что не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания пайщиков потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех пайщиков потребительского общества, а также союзы, членом которых является потребительское общество, о проведении общего собрания пайщиков. В уведомлении должны быть указаны:
— время проведения общего собрания пайщиков,
— место проведения общего собрания пайщиков,
— повестка дня общего собрания пайщиков потребительского общества.
Также вместе с данным уведомлением должны быть представлены материалы по рассматриваемым вопросам.
Представитель союза, членом которого является потребительское общество (наблюдатель), имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции). Подробнее статус и полномочия этого лица будут рассмотрены ниже.
По общему правилу решения на общем собрании пайщиков потребительского общества принимаются простым большинством голосов пайщиков, присутствовавших на собрании (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации). Однако в некоторых случаях требовалось квалифицированное большинство голосов (три четверти) пайщиков — для принятия решений:
— о выходе потребительского общества из союза,
— об исключении пайщика из потребительского общества.
Дополнительно к этому устанавливалось, что решение о преобразовании потребительского общества должно быть принято только единогласно.
Перечень вопросов, которые могут быть приняты лишь квалифицированным большинством голосов пайщиков, был дополнен Законом N 37-ФЗ. В нем указывается, что решение о реорганизации потребительского общества (за исключением решения о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму), если это решение может повлечь за собой прекращение членства в союзе потребительских обществ, считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).
Также квалифицированным большинством голосов в три четверти должно быть принято решение об отчуждении объекта недвижимости, принадлежащего потребительскому обществу (п. 1.1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции). Потребуется включить этот вопрос в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения собрания.
Помимо прочего, следует отметить, что Закон о потребкооперации был дополнен нормой о том, что пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика (п. 5 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).
Общее собрание уполномоченных потребительского общества и общее собрание пайщиков кооперативного участка
В значительных по числу пайщиков, разбросанных по различным населенным пунктам потребительских обществах могут создаваться собрания пайщиков кооперативных участков и общие собрания уполномоченных потребительского общества (п. 1 ст. 17 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ установил также порядок созыва и проведения общего собрания уполномоченных потребительского общества, по большей части совпадающий с порядком созыва и проведения общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 2 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).
Кворум для общего собрания уполномоченных потребительского общества сохранен Законом N 37-ФЗ в количестве трех четвертей уполномоченных потребительского общества. Изменено общее правило о количестве голосов, необходимых для принятия решения на общем собрании уполномоченных. Закон N 37-ФЗ установил, что решения на таком общем собрании принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании уполномоченных (ранее необходимо было получить три четверти голосов), однако по вопросу отчуждения объектов недвижимости необходимо получить квалифицированное большинство голосов уполномоченных, а также соблюсти специальные правила о включении в повестку дня и об уведомлении участников общего собрания уполномоченных, на котором будет приниматься это решение (п. 2 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).
Закон о потребкооперации устанавливал, что кворум для собрания пайщиков кооперативного участка составляет половину пайщиков данного участка (п. 3 ст. 18 данного Закона). Это правило Законом N 37-ФЗ было дополнено указанием на то, что при отсутствии кворума для проведения собрания пайщиков кооперативного участка должно быть проведено повторное собрание пайщиков кооперативного участка с той же повесткой дня, которое правомочно, если в нем приняло участие более четверти пайщиков кооперативного участка.
Председатель и члены совета потребительского общества
В период между общими собраниями пайщиков потребительского общества действует совет потребительского общества (п. 3 ст. 15 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ также внес некоторые коррективы в правовое положение этого органа.
Ранее в п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации указывалось, что председатель и члены совета потребительского общества избираются из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации.
Закон N 37-ФЗ установил, что председатель и члены совета потребительского общества должны избираться из числа пайщиков и (или) представителей пайщиков — юридических лиц, не допускавших нарушений прав пайщиков и положений Закона о потребкооперации. Наличие опыта работы в потребительской кооперации более не является критерием для выбора кандидатов в этот орган.
Также Законом N 37-ФЗ было исключено строгое определение количественного состава членов совета потребительского общества, не являющихся его работниками. Ранее устанавливалось, что такие лица должны составлять более половины от общего количества членов совета. В действующей редакции п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации просто указывается, что в состав совета потребительского общества должны входить пайщики, как являющиеся работниками потребительского общества, так и не являющиеся работниками потребительского общества.
Наблюдатели в потребительских обществах
Закон N 37-ФЗ ввел институт наблюдателя, которым согласно определению, приведенному в ст. 1 Закона о потребкооперации в новой редакции, является уполномоченное лицо, ответственное за осуществление советом союза потребительских обществ определенных Законом о потребкооперации функций защиты прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ.
В пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 37-ФЗ, указывается, что введение фигуры наблюдателя, осуществляющего ревизионный контроль финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных организаций, должно способствовать уменьшению числа злоупотреблений в сфере потребительской кооперации.
— Назначение наблюдателя
Наблюдателя в потребительское общество (или в союз потребительских обществ) назначает совет союза, в который входит это потребительское общество. Для назначения наблюдателя необходимо наличие специальных оснований.
Так, в п. 2 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что наблюдатель назначается в потребительское общество (в союз потребительских обществ) в случаях:
— образования у потребительского общества (союза) по итогам двух финансовых лет подряд убытков, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов);
— образования у потребительского общества (союза) по итогам финансового года убытков, составляющих 20 процентов стоимости активов;
— поступления жалоб пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации;
— непредставления союзу документации, необходимой для сбора аналитической информации.
В п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества (союзы потребительских обществ) предоставляют вышестоящим союзам, членами которых являются эти потребительские общества и союзы, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.
О состоявшемся назначении наблюдателя совет союза, принявший данное решение, обязан уведомить совет соответствующего потребительского общества (союза потребительских обществ) в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
Решение совета союза потребительских обществ о назначении наблюдателя и принимаемые наблюдателем решения могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 12 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
— Полномочия наблюдателя
В ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлены закрытые (исчерпывающие) перечни прав и обязанностей наблюдателя.
Наблюдатель имеет право:
— получать любую касающуюся деятельности потребительского общества или союза потребительских обществ информацию и документы;
— запрашивать в государственных органах, у физических и юридических лиц сведения о принадлежащем потребительскому обществу или союзу потребительских обществ имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах потребительского общества или союза потребительских обществ.
Наблюдатель обязан:
— провести анализ финансового состояния потребительского общества (союза потребительских обществ), в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора);
— уведомить пайщиков потребительского общества о выявленных нарушениях финансовой дисциплины;
— подготовить отчет о финансовом состоянии потребительского общества (союза потребительских обществ);
— созвать и провести общее собрание потребительского общества (общее собрание представителей потребительских обществ союза) на основании отчета в случае необходимости;
— подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков потребительского общества (общим собранием представителей потребительских обществ союза) решений об избрании, о назначении, о прекращении полномочий, об увольнении соответственно выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества или союза.
В период деятельности наблюдателя полномочия органов управления потребительского общества (союза потребительских обществ) ограничиваются в части совершения сделок:
— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем 5 процентов балансовой стоимости активов на день назначения наблюдателя;
— связанных с получением займов, кредитов, поручительств и гарантий, выдачей займов и поручительств, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.
Такие сделки могут совершаться органами управления потребительских обществ (союзов потребительских обществ) только с письменного согласия наблюдателя (п. 7 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
При отсутствии в течение пяти рабочих дней согласия наблюдателя, уведомленного в письменной форме о принятом органами управления потребительского общества (союза потребительских обществ) решении о совершении сделок, требующих согласования с наблюдателем, вопрос об их совершении выносится на рассмотрение общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей потребительских обществ союза), которое вправе принять решение об одобрении данных сделок.
В Законе N 37-ФЗ устанавливается определенная форма отчетности подконтрольного потребительского общества (союза потребительских обществ) перед назначенным наблюдателем. Согласно п. 8 ст. 38.1 Закона о потребкооперации последний направляет руководителю исполнительного органа подконтрольной организации запрос с требованием предоставить информацию об имуществе, в том числе имущественных правах потребительского общества (союза потребительских обществ), а также:
— документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения различных органов управления, распоряжения, приказы, договоры);
— документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.
Указанная информация и документы предоставляются в течение трех дней со дня назначения наблюдателя.
-Гарантии при назначении наблюдателя
Отметим, что деятельность наблюдателя и оказание по его инициативе услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляются за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации). Следует отметить, что такие расходы не возлагаются на потребительские общества (союзы потребительских обществ), что является некоторой гарантией законных интересов данных подконтрольных организаций.
Существуют и исключения из этого правила.
В п. 9 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено, что, если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом (союзом потребительских обществ).
При этом наблюдатель может быть отозван назначившим его союзом при принятии соответствующего решения (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
Закон N 37-ФЗ предусматривает еще некоторые гарантии для потребительского общества, возможно, для ограничения чрезмерного внимания (контроля) вышестоящего союза потребительских обществ. По общему правилу наблюдатель назначается не более чем на три месяца (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
При этом в п. 3 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено правило, согласно которому не допускается повторное назначение наблюдателя в потребительское общество (союз потребительских обществ) в течение одного финансового года. Однако такое назначение все же может состояться, если поступит жалоба пайщика по вопросу, который не рассматривался ранее наблюдателем.
Также Законом N 37-ФЗ гарантировано сохранение при назначении наблюдателя полномочий выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества (союза потребительских обществ), которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями (п. 6 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
Однако по итогам проводимой наблюдателем проверки выборные должностные лица потребительских обществ (союзов потребительских обществ) могут быть уволены по инициативе наблюдателя. Следует отметить, что наблюдатель в этом случае не обладает властными полномочиями, он лишь дает определенные рекомендации органам управления потребительского общества (союза потребительских обществ), осуществляющим такое увольнение (п. 11 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).
Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих потребительскому обществу
Ранее в абз. 14 п. 2 ст. 16 Закона о потребкооперации предусматривалось, что только общее собрание пайщиков потребительского общества может принимать решение об отчуждении недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества.
Эта норма была изменена Законом N 37-ФЗ, который установил, что к исключительной компетенции общего собрания пайщиков относится в силу закона отчуждение любого объекта недвижимости независимо от его стоимости.
Такое решение общего собрания пайщиков потребительского общества будет считаться принятым, если вопрос об отчуждении объекта недвижимости включен в повестку дня общего собрания пайщиков не позднее чем за семь дней до дня его проведения и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.
Решение общего собрания потребительского общества об отчуждении недвижимого имущества должно содержать все существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующих сделок.
Прекращение членства в союзе потребительских обществ
Закон о потребкооперации был дополнен новой статьей, рассматривающей прекращение членства в союзе потребительских обществ.
В п. 1 ст. 32.1 Закона о потребкооперации установлено, что членство в союзе прекращается в случае:
— выхода из союза;
— ликвидации члена союза;
— исключения из союза;
— прекращения деятельности потребительского общества или союза в результате реорганизации;
— исключения члена союза, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению органа, осуществившего государственную регистрацию.
При выходе потребительского общества или союза из союза потребительских обществ их членство в соответствующем союзе прекращается с момента принятия общим собранием представителей потребительских обществ союза, из которого выходит потребительское общество или союз, решения о прекращении членства в союзе.
Член союза может быть исключен из него вследствие нарушения или неисполнения обязанностей, предусмотренных учредительными документами союза, либо решений его органов управления.
Изменение порядка ведения документов потребительских обществ
В ранее действующей редакции Закона о потребкооперации устанавливалось, что порядок ведения документации потребительского общества должен быть определен в уставе этого общества (ст. 27 данного Закона в прежней редакции). Более подробной регламентации ведения документов потребительского общества в Законе не было.
Закон N 37-ФЗ изъял указание на необходимость включения порядка ведения документов в устав потребительского общества и установил следующий перечень документов, которые оно обязано вести:
— протоколы и решения общих собраний потребительского общества;
— протоколы заседаний совета потребительского общества и правления потребительского общества;
— документы о приеме в члены потребительского общества и о прекращении членства в потребительском обществе;
— документы об уплате вступительных взносов, о приеме и возврате паевых взносов;
— реестр членов потребительского общества (в п. 2 ст. 27 Закона о потребкооперации в новой редакции указано, какая информация должна включаться в такой реестр);
— иные предусмотренные российским законодательством документы.
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 23.04.2012 N 37-фз «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», можно .

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Р. Демьянов
Разделы: Недвижимость

Жилищно-строительным кооперативом (ЖСК) согласно п. 1 статьи 110 Жилищного кодекса (ЖК) признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
ЖСК являются потребительскими кооперативами.
В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса (ГК) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Потребительский кооператив в свою очередь – это некоммерческая организация, то есть юридическое лицо, не преследующее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Следовательно, ЖСК – некоммерческая организация.
Однако к потребительским кооперативам (в том числе и ЖСК) Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не применяется. Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о таких кооперативах.

Учредительные документы
Согласно п. 2 статьи 52 ГК в учредительных документах ЖСК так же, как и в учредительных документах всех некоммерческих организаций должны определяться:

  • наименование;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Устав потребительского кооператива должен содержать помимо вышеуказанных сведений, также следующее:

  • условия о размере паевых взносов членов кооператива;
  • о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;
  • об ответственности членов кооператива за нарушение обязательства по внесению паевых взносов;
  • о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».
Цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива: ЖСК создаются в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Согласно статье 113 ЖК в уставе ЖСК должны также содержаться сведения о:

  • порядке вступления в члены кооператива;
  • порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;
  • порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие ЖК, другим федеральным законам положения.
Членство, взносы и ответственность
Членом кооператива может быть граждане, достигшие возраста 16 лет, и юридические лица. Количество членов не может быть менее чем 5, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (п. 1 статьи 112 ЖК).
Гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом ЖСК, подают в правление ЖСК заявление о приеме. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца правлением ЖСК и утверждено решением общего собрания членов кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом ЖСК с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Вступительные членские взносы вносятся членами кооператива единовременно. Членские взносы вносятся членами кооператива ежемесячно, если уставом кооператива не предусмотрен иной порядок внесения таких взносов. Вступительные членские взносы и членские взносы не подлежат возврату при прекращении членства в кооперативе, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Члены потребительского кооператива согласно п. 3 статьи 116 ГК обязаны в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Предпринимательская деятельность
Предпринимательскую деятельность ЖСК как потребительский кооператив вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и поскольку такая деятельность соответствует указанным целям.
Согласно п. 5 статьи 116 ГК доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Кстати, все другие некоммерческие организации не вправе распределять прибыль от предпринимательской деятельности между своими участниками (членами).

от 8 мая 2001 года №197-II

О потребительском кооперативе

Настоящий Закон определяет правовое положение потребительских кооперативов, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности членов, полномочия и ответственность органов управления и контроля.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

имущественный (паевой) взнос — взнос членов потребительского кооператива в имущественный (паевой) фонд потребительского кооператива деньгами, имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку;

имущественный (паевой) фонд — фонд, состоящий из имущественных (паевых) взносов, вносимых членами при создании потребительского кооператива или вступлении в него, и являющийся одним из источников формирования имущества потребительского кооператива;

потребительский кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов;

резервный фонд — фонд, который предназначен для покрытия убытков, причиненных в результате чрезвычайных обстоятельств, порядок формирования и использования которого определяется уставом потребительского кооператива;

член потребительского кооператива — гражданин и(или) юридическое лицо, удовлетворяющее требованиям настоящего Закона, внесшее имущественный (паевой) взнос в установленных уставом потребительского кооператива размере и порядке и принятое в потребительский кооператив с правом голоса.

Статья 2. Законодательство о потребительском кооперативе

1. Законодательство Республики Казахстан о потребительском кооперативе основывается на Конституции Республики Казахстан, Гражданском кодексе и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

2. Исключена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.10.2015 г. №373-V ЗРК

3. Особенности деятельности потребительских кооперативов, осуществляющих взаимное страхование, определяются законодательными актами Республики Казахстан.

4. Отношения, связанные с созданием и деятельностью жилищно-строительного кооператива с целью строительства многоквартирного жилого дома, регулируются жилищным законодательством Республики Казахстан.

Статья 3. Основные принципы создания и деятельности потребительского кооператива

Потребительские кооперативы функционируют на основе следующих принципов:

добровольности вступления и выхода;

обязательности уплаты имущественного (паевого) взноса;

демократичности управления;

взаимопомощи и защиты интересов его членов;

доступности информации о деятельности потребительского кооператива для всех его членов.

Статья 4. Потребительский кооператив

1. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией и может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует его уставным целям.

2. Потребительский кооператив создается за счет имущественных (паевых) взносов для выполнения отдельных функций, связанных с удовлетворением интересов своих членов.

3. Потребительский кооператив считается созданным на неопределенный срок, если учредительными документами не предусмотрено, что он создается на определенный срок или для достижения определенной цели.

4. Трудовые отношения в потребительском кооперативе регулируются настоящим Законом, трудовым законодательством и уставом. Размеры вознаграждений за личное трудовое участие членов потребительского кооператива в его деятельности, а также размеры оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, устанавливаются решением общего собрания.

5. Личное трудовое участие членов потребительского кооператива в его деятельности не является обязательным.

6. Основными потребителями результатов деятельности (изготовленные либо приобретенные товары, работы, услуги) являются члены потребительского кооператива.

Статья 5. Наименование и местонахождение потребительского кооператива

1. Наименование потребительского кооператива включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством.

2. Местом нахождения потребительского кооператива признается место нахождения его постоянно действующего органа.

3. При перемене места нахождения потребительский кооператив обязан известить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по фактическому адресу потребительского кооператива, для внесения необходимых изменений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

На сегодняшний день вопрос приобретения собственного жилья среди населения остается актуальным, и зачастую желание граждан приобрести долгожданную недвижимость за короткий срок и под небольшой процент толкает их на неоправданные риски.

К сожалению, в городе Костанае появились такие потребительские кооперативы, как «Лучший Выбор-2018» и «Новый дом 2017, куда обращаются доверчивые граждане, и вносят все свои накопленные деньги, берут кредиты, но в результате остаются ни с чем.

Так, истец И., узнав от знакомых о кооперативе «Лучший Выбор-2018», обратилась к ним, где ей гарантировали, что она может приобрести квартиру после достижения 30% паенакоплений от стоимости недвижимости в течение 4-5 месяцев.

Сотрудниками кооператива предлагаются услуги риелтора, который может предложить несколько вариантов квартир или же поиском необходимой квартиры могут вкладчики заниматься самостоятельно.

Имея небольшой доход и огромное желание приобрести своё жильё, реклама и обещание сотрудников в кратчайшие сроки подтолкнули истца на заключение договора с кооперативом, и в течение 4 месяцев ею было внесено в качестве паенакоплений 1 290 000 тенге.

После самостоятельных поисков истец нашла подходящую квартиру, и обратилась в кооператив со всеми необходимыми документами для приобретения жилья, однако после нескольких месяцев обещаний никаких действий, направленных на приобретение квартир, кооперативом предпринято не было, и последняя отказалась от сделки.

По причине неисполнения кооперативом своих обязательств истец обратилась с заявлением о добровольном выходе из членства, но денежные средства ей не были возвращены, лишь после подачи иска в суд ей возвратили вложенную ею сумму.

Кроме этого, в ходе рассмотрения дела, допрошенные в качестве свидетелей граждане, поясняли суду, что передали кооперативу на право собственности, принадлежащие им квартиры, и взамен им обещали жилье большей площади, но до настоящего времени кооперативом обязательства не выполнены.

Граждане обращаются в потребительский кооператив вследствие стечения тяжелых обстоятельств, поскольку не имеют своего жилья, проживают на съемной квартире, получают среднюю заработную плату.

Поверив убеждениям кооператива и рекламным буклетам о приобретении квартиры в кратчайшие сроки, граждане заключают договора, которые фактически являются односторонними, так как в них прописаны только обязанности истца и лишь право на возврат паевого взноса, а о сроках приобретения квартиры не указаны.

Как установлено в суде, кооператив своего капитала не имеет, привлекает деньги только за счет пайщиков.

На сегодняшний день в Костанайский городской суд поступило 49 исков и по результатам рассмотренных дел, потребительские кооперативы возвращают деньги гражданам по решению суда, некоторые из них добровольно в рамках примирительных процедур.

Специалисты компании «1С:Первый БИТ» завершили проект по внедрению программного продукта «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия элеватора и комбикормового завода» в сельскохозяйственном кооперативе «Урожай». В результате установки системы повысилась прозрачность учета на предприятии. Данные о финансово-хозяйственной деятельности со всех подразделений консолидируются в едином информационном пространстве. Это облегчает их обработку и анализ. Многообразие готовых отчетных форм экономит время на заполнение документов. Функция автопроверки отчетов исключает ошибки.

Сельскохозяйственный кооператив «Урожай» расположен в Аургазинском районе Республики Башкортостан. Основными направлениями бизнеса являются продажа семян, селекция и семеноводство.

Ранее учетные службы предприятия использовали самописный продукт. Возникали сложности с ее обновлением. Сбор данных, их обработка и проверка занимали много времени и сил. С целью оптимизации бизнес-процессов руководство кооператива решило приобрести современную систему учета. Для большего эффекта была выбрана программа для автоматизации с отраслевым уклоном – «1С:Бухгалтерия элеватора и комбикормового завода».

Исполнителем проекта выступили специалисты одного из лидеров среди фирм-франчайзи «1С» — компании «1С:Первый БИТ». Они осуществили установку и настройку системы, провели обучение пользователей. Были автоматизированы операции:

  • учет зерна на элеваторах и хлебоприемных пунктах в физическом и зачетном весе;
  • сушка, подработка зерна, наблюдение за хранящимся зерном в силосах и складах напольного хранения;
  • учет услуг элеватора (приемка, сушка, подработка, хранение, переоформление и др.);
  • учет сырья, тары и продукции на комбикормовых заводах.

Появилась возможность отражать операции по гранулированию и экструдированию комбикорма, проводить экспертизу качества зерна, поступающего железнодорожным транспортом и регистрировать показатели для их дальнейшего анализа.

Бухгалтерский и налоговый учеты ведутся в рамках актуального законодательства РФ. Бухгалтерские документы формируются на основании производственно-отраслевых. В системе собраны все основные формы учетных документов, в том числе производственно-отраслевой отчетности (ЗПП-28, ЗПП-36, ЗПП-37, ЗПП-49, ЗПП-66 и др.).

Благодаря автоматизации функций расчета класса зерна, оформления приказов на отгрузку и пр. был усовершенствован механизм отгрузки продукции.

Сведения о контрагентах консолидируются в единой базе (контакты, история взаимоотношений, обязательства, условия договоров, сроки исполнения и пр.). Это позволяет применять индивидуальный подход в работе с клиентами, оценивать реальную пользу от делового сотрудничества с тем или иным партнером.

Руководство кооператива отмечает положительный эффект от внедрения системы «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия элеватора и комбикормового завода». В качестве основных плюсов выделяет возможность получения достоверных отчетов о деятельности фирмы для реальной оценки рентабельности бизнеса и выработки стратегий для его развития.

Автоматизируйте бизнес с отраслевым уклоном, и он начнет работать еще быстрее. Просто позвоните в ближайший офис 1С:Первого БИТа, и мы поможем Вам в решении Ваших задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *