Законы по охране труда 2018

Содержание

Нормативные документы по охране труда | перечень 2019, ТК РФ

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива.

Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. «Компаниям-рецидивистам» же грозит ответственность в увеличенном масштабе.

Величину штрафов устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

На федеральном уровне действуют:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
  • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

  • Вы найдете все действующие нормативные документы по охране труда

Охрана труда в ТК РФ

В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит требования к работодателю, но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие «охрана труда» в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ.

Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии.

Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности.

В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам.

Немаловажную роль играет так называемый «самоконтроль», то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

Последняя глава устанавливает права и гарантии для сотрудников предприятия. Прописаны компенсации, на которые может рассчитывать гражданин, если его условия труда отклоняются от нормальных, подробно приводятся действия нанимателя при несчастных случаях.

В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК, подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2019 году.

Нормативные акты по охране труда (перечень)

Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

Федеральные законы

НазваниеДата вступления в силуПрименение
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ»О специальной оценке условий труда» Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены критерии отнесения условий к вредным или опасным, а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала 1 января 2014 г. Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить?Читайте ответы на 8 вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за СОУТ.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ»Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Порядок соц. страхования при несчастных случаях на производствах с вредными и опасными факторами. Установление компенсаций или гарантий для лиц, занятых на таких работах

Законодательство в области охраны труда

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Трудового кодекса РФ, а также иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

N 197-ФЗ, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними общественные отношения, устанавливает, что важнейшей целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда.

В Разделе X Трудового кодекса подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Они могут быть нормальными, тяжелыми, вредными, опасными для жизни и здоровья работников.

Эти производственные факторы являются компонентом (составной частью) общих условий труда, о которых работник договаривается с работодателем, т.е.

его рабочее время, время отдыха, включая все виды отпусков, размер оплаты труда и другие условия.

Воздействие вредного производственного фактора может привести к заболеванию работника, причем профессиональному заболеванию.

Например, у шахтера — это разные формы силикоза, когда легкие наполняются каменноугольной пылью. Опасный производственный фактор, воздействуя на работника, может его травмировать.

Особенно он проявляется на взрывных работах, работе пожарных, верхолазов, водолазов и т.п.

Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на: 1. рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; 2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ; 3.

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; 4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 7. профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 8. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; 9. обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; 11. внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

12. компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан: 1. соблюдать требования охраны труда; 2. правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; 3.

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; 4.

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

5. проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Фз об охране труда

В законодательстве Российской Федерации вопросам охраны труда посвящено несколько правовых актов.

В этом году основные аспекты данного вопроса регламентируются десятым разделом Трудового кодекса РФ (закон о труде в последней редакции здесь: ).

Ранее в данной области законодательства действовал Федеральный закон 181 об охране труда.

Описание закона

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации” был принят 23 июня 1999 года.

30 июня 2006 он утратил силу, его положения были внесены в Трудовой кодекс, который и стал основным правовым актом, регулирующим данный раздел законодательства.

Структурно Закон РФ 181 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения;
  • права и гарантии работников на трудовую деятельность в надлежащих условиях;
  • обеспечение охраны труда;
  • государственный надзор и контроль над исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения закона.

Для сравнения следует рассмотреть раздел 10 ТК РФ и его подразделение на отдельные главы:

  • общие положения закона;
  • требования к исполнению;
  • организация надлежащих условий;
  • обеспечение прав работников.

Положения об ответственности и государственном контроле регулируются в общем порядке. Анализируя два документа, можно выявить правовую преемственность актуальных положений.

Закон об охране труда в РФ 181 ФЗ был упразднен, однако на его основе в Трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения. То есть произошла оптимизация законов.

Обязанности работодателя по ФЗ 181

Обязанность работодателя по ФЗ 181 регламентируется статьей 14.

Она предписывает ряд мер, направленных на обеспечение безопасности сотрудника.

Закон не ограничивает обязанность работодателя в обеспечении надлежащего состояния помещений, оборудования, средств индивидуальной защиты.

В обязанность работодателя вменяется и то, что все сотрудники должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. Закон запрещает допускать к работе тех, кто не прошел инструктаж и при необходимости — аттестацию.

Все указанные положения были внесены в статью 212 ТК РФ. Последние изменения в редакцию были введены в 2013 году. Они коснулись поправок отдельных формулировок и добавления дополнительного абзаца о создании и функционировании системы управления охраной труда.

Действия работодателя при получении сотрудником производственной травмы

При несчастном случае выплаты согласно ФЗ 181 не предусматривались. Компенсация рассчитывалась в отдельном порядке.

С упразднением действующего ФЗ «Об охране труда в РФ» и переносом его положений в Трудовой кодекс, действия работодателя при несчастном случае регламентируются статьей 228. Она предписывает следующие аспекты:

  • работодатель должен немедленно организовать оказание первой помощи или доставку в медицинское учреждение;
  • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и распространения угрозы;
  • сохранить имеющуюся обстановку для расследования несчастного случая на производстве;
  • проинформировать о случившемся указанные Трудовым кодексом организации, при тяжелых травмах или летальном исходе — родственников пострадавшего;
  • предоставить все необходимые материалы комиссии по расследованию происшествий на производстве.

Ознакомьтесь 53 ФЗ о государственном языке Российской Федерации

Все аспекты, касающиеся порядка извещения, расследования и регистрации несчастных случаев, регламентируются отдельными статьями ТК РФ.

Последние изменения в Законе об охране труда

Федеральные законы в области охраны труда дорабатывает и приводит в актуальное состояние не только Трудовой кодекс, но и иные правовые акты.

Поправки нацелены на соответствие нормам законодательства страны и международным стандартам, к которым присоединилась Российская Федерация.

Упразднение Федерального закона 181 стало необходимой мерой по приведению законодательных актов в единую систему.

Трудовой кодекс и раздел об охране труда постоянно дорабатывается. Вместе с ним актуализируются государственные стандарты и предписываемые требования. Соответствующие приказы и постановления регулируют организационные вопросы как на федеральном, так и на региональном уровне.

На 2017 год можно выделить следующие изменения в законодательстве по вопросам охраны труда:

  • введение финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм;
  • определение физических факторов воздействия на сотрудников на работе;
  • порядок проведения независимой оценки квалификации работников;
  • оформление формы 4-ФСС о взносах на обязательное социальное страхование;
  • заключение трудового договора на микропредприятиях;
  • дополнительные меры по обучению в вопросах безопасности трудовой деятельности.

Указанные изменения продолжают дорабатывать нормы Федеральных законов в соответствии с приоритетом на улучшение качества и условий трудовой деятельности граждан.

Скачать ФЗ 181 об охране труда

Скачать Федеральный закон 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции на момент упразднения. Таковой может использоваться для углубленного изучения законов.

Здесь можно скачать раздел 10 Трудового кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Документ представлен с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Текст подойдет не только для изучения, но и для ознакомления с актуальной правовой базой в области охраны труда.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Удостоверение по охране труда – главные вопросы

На какой срок заключается срочный трудовой договор?

В соответствии с положениями статьи 58 Трудового Кодекса Российской Федерации. Трудовые договоры могут заключаться на определенный срок до 5 лет (срочный трудовой договор).

Кто разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка?

Согласно статье 189 Трудового Кодекса Российской Федерации: Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Согласно статье 190 ТК РФ, Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда?

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Кто проводит вводный инструктаж по охране труда?

В пункте 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» говорится, что Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

Содержание трудового договора определяется статьей 57 Трудового Кодекса Российской Федерации, из которой следует, что обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности,
  • место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
  • конкретный вид поручаемой работнику работы) дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор,
  • также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На сколько классов по степени воздействия на организм человека подразделяются вредные вещества?

Пункт 1.1 ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности:

  1. – вещества чрезвычайно опасные;
  2. – вещества высокоопасные;
  3. – вещества умеренно опасные;
  4. – вещества малоопасные.
В каком случае вопросы правила пожарной безопасности включаются в программу вводного инструктажа?

Примерный перечень вопросов программы вводного инструктажа определен Приложением 3 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», в котором сказано, что в программе вводного инструктажа должны содержаться вопросы обеспечения пожарной безопасности – «Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении».

Ответственность за соблюдение установленных гигиенических нормативов по вибрации на рабочих местах лежит на работодателе.

Пункт 4.2 ГОСТ 12.1.012-2004 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования» сказано, что ответственность за соблюдение установленных гигиенических нормативов по вибрации на рабочих местах лежит на работодателе. Для этого он должен оценить риск, связанный с воздействием вибрации на рабочих, и принять меры, необходимые для снижения вибрационной нагрузки.

Какие действия необходимо выполнить при освобождении пострадавшего от действия тока?

Техники оказания первой помощи при поражении электрическим током, которые рекомендуются в настоящее время для применения в Российской Федерации, определяются «Алгоритмами первой помощи» (см. Письмо Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации от 29 февраля 2012 года №14-8/10/2-1759), а также можно воспользоваться Памяткой по оказанию первой помощи пострадавшим,

в которых сказано, что при поражении электрическим током необходимо по возможности отключить источник тока, при невозможности быстро отключить электроустановку, необходимо принять меры по освобождению пострадавшего от действия тока, например, оттащить за одежду (если она сухая и отстает от тела), отбросить провод предметом непроводящим ток, или обрубить провод инструментом с диэлектрической ручкой. При необходимости, приступить к реанимационным мероприятиям. Главное при этом обеспечить собственную безопасность и самому не оказаться под действием тока.

Какое из перечисленных мероприятий при несчастном случае на производстве обязан обеспечить работодатель в первую очередь?

В соответствии со статьей 228 Трудового Кодекса Российской Федерации, при несчастных случаях, работодатель обязан:

  1. немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
  2. принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  3. сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
  4. немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего;
  5. принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Пройти обучение и получить удостоверение о проверке знаний требований охраны труда

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О специальной оценке условий труда» СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет, а в случаях изменений в производственном процессе, использования новых технологий или материалов, возникновения новых трудовых зон СОУТ проводится внепланово. Также СОУТ должна быть проведена раньше, если возникла аварийная ситуация, у сотрудников были диагностированы профессиональные заболевания или же поступила просьба от работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда.

С 2019 г. СОУТ обязательна для всех организаций, в том числе для малых и микропредприятий. Если на момент проверки Рострудом в организации не будет проведена спецоценка, то на должностное лицо и организацию налагается штраф согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Для должностного лица он составит от 5000 до 10 000 руб., для организации от 60 000 до 80 000 руб. Для ИП штраф за отсутствие СОУТ может быть от 5000 до 10 000 руб.

📌 Реклама Также с 2019 г. отсутствует возможность осуществлять СОУТ поэтапно. Ранее это позволялось организациям, где были выявлены вредные и опасные для здоровья и жизни факторы. СОУТ могут не проводить организации, в которых работники трудятся дистанционно либо на дому. Также от СОУТ освобождаются работодатели — физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, и религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством.

Руководителям компаний нужно помнить, что если численность сотрудников станет больше 50 человек, появляется обязательство ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, либо организовать отдельную службу. В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, которые введены Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (ред. от 12.02.2014) не обязательно выделять на эту должность отдельного сотрудника, допустимо совмещение с основными обязанностями, но только в том случае, если квалификация работника соответствует требованиям Приказа Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.

📌 Реклама

Обязанности работодателя и работников

Напомним, что основные требования к работодателям и работникам в сфере охраны труда перечислены в ст. 212 ТК РФ.

Обязанности работодателя:

  • обеспечение безопасности работников во время исполнения ими своих обязанностей;
  • использование средств защиты здоровья и жизни сотрудников (СИЗ). Средства защиты должны быть сертифицированы по установленному законом порядку. Выдача и обновление СИЗ происходит за счет работодателя;
  • разработка инструкций по охране труда и других документов, описывающих особенности организации безопасного труда для различных профессий;
  • организация обучения сотрудников правилам безопасного выполнения своих трудовых функций и проверка этих знаний;
  • информирование работников о рисках, возникающих в результате отклонения от правил техники безопасности;
  • предотвращение несчастных случаев и профзаболеваний путем принятия необходимых для этого мер.

Обязанности работника в сфере охраны труда:

  • четкое следование технике безопасности и соблюдение правил защиты труда в соответствии со спецификой деятельности;
  • участие в обучающих мероприятиях по охране труда, прохождение проверки знаний в данной сфере;
  • своевременное оповещение руководителя о возникновении нештатных ситуаций, в том числе аварий, поломок оборудования, несчастных случаев;
  • прохождение медицинских осмотров, если осмотры являются обязательными для работников в соответствии с законодательством.

Разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ проект поправок в Трудовой кодекс, касающихся охраны труда, прошел необходимую процедуру общественного обсуждения и направлен в Правительство РФ. Документ согласован всеми заинтересованными сторонами (Минюстом России, Минздравом России, Роспотребнадзором, Федерацией независимых профсоюзов РФ, РСПП), так что можно ожидать его скорейшее внесение в Госдуму. О планируемых новациях трудового законодательства на конференции ИД «Коммерсантъ», посвященной регулированию трудовых отношений, рассказал Валерий Корж, директор департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты.

В скором времени раздел Х Трудового кодекса РФ, регулирующий вопросы охраны труда, кардинально изменится. Современные технологии несут новые возможности, но вместе с тем сулят и ранее неведомые опасности и риски. Поэтому вопрос о разработке новых подходов к управлению охраной труда встал перед законодателем в полный рост. Минтруд России разработал новую редакцию раздела Х ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4). Шесть глав вместо нынешних пяти, 140 статей вместо тех 29, которые сейчас составляют раздел «Охрана труда», — по сути, речь идет не столько о новой редакции документа, сколько о новом концептуальном взгляде на вопросы сохранения жизни и здоровья работников.

Базовые, основополагающие процедуры, по словам чиновника, в новой редакции раздела Х сохранятся. В документе предполагается установить два основных принципа обеспечения безопасности работников: профилактика и минимизация последствий, вызванных различными инцидентами, несчастными случаями и т.д. Сейчас по ТК РФ работодатель должен обеспечить безопасность работников, должен оценить риски, но профилактика как прямая юридическая обязанность работодателя в Кодексе не прописана. Разработчики же законопроекта исходили из понимания, что, как бы ни были затратны профилактические мероприятия, в конечном итоге они обойдутся бизнесу дешевле, чем компенсация последствий случаев травматизма и профзаболеваний. В. Корж сообщил, что, по подсчетам специалистов, на одну условную единицу вложений в безопасность экономия расходов на ликвидацию неблагоприятных последствий составляет от трех до четырех условных единиц. Такая пропорция выведена из статистических показателей, и она — среднемировая.

Одной из профилактических мер законодатель видит запрет на работу в условиях труда, которым, по результатам проведенной специальной оценки условий труда, установлен IV класс опасности. Конечно, предусмотрены исключения для отдельных высокорисковых видов деятельности, связанных с ликвидацией различных чрезвычайных ситуаций: невозможно же запретить работу пожарных, спасателей и т.д. Но по общему правилу работы, которым присвоен высокий класс опасности, будут приостанавливаться и возобновить их можно будет только после того, как работодатель улучшит условия работы.

Также в рамках «профилактического» подхода в ТК РФ появятся статьи, посвященные микроповреждениям. Ссадина, синяк, порез — предтечи более серьезных повреждений. Они тоже потребуют расследования и учета, хотя регулирование в отношении «пустяковых» повреждений будет довольно мягким, без государственного участия. Работодателю будет предписано зафиксировать случай микроповреждения, провести расследование и использовать полученную информацию для выявления и ликвидации потенциальной опасности на рабочих местах.

Вторая новелла давно назрела и не является чем-то абсолютно новым в праве. Она существует в правовых системах, к примеру, Евросоюза. Речь идет о нормах, которые устанавливают права и обязанности нескольких работодателей, работающих на одной площадке, ведь она всегда кому-то принадлежит. Это может быть застройщик, арендодатель, владелец. В. Корж признал, что к этой идее Минтруд обратился после трагедии в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». В торговом центре было около 300 арендаторов, и каждый из них отвечал за пожарную безопасность, и сработал принцип, изложенный в русской поговорке о семи няньках и дитяти, оставшемся без присмотра. Поэтому разработчики законопроекта предлагают закрепить в ТК РФ обязанность собственника площадки координировать с арендаторами, субподрядчиками деятельность по охране труда и безопасности граждан.

Цитируем документ

При осуществлении на территории, находящейся под контролем работодателя или иного лица, производства работ или оказания услуг работниками сторонних организаций работодатель (иное лицо) обязан перед началом производства работ (оказания услуг) информировать производителей работ (услуг) о существующих рисках повреждения здоровья работников, разработать мероприятия, исключающие возможность повреждения здоровья работников сторонних организаций, и принимать участие в их реализации.

Из проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»

Новая структура закона такова, что им вводится своего рода рамочная обязанность работодателя по выявлению риска. А алгоритм ее реализации будет прописываться в методических рекомендациях регулятора. Отказ от единого, закрепленного в законодательстве метода для всей страны и для всех отраслей — принципиальная позиция Минтруда России. Общий для всех метод, считают в ведомстве, просто невозможно разработать. В парикмахерской и в Газпроме разные риски, а значит, и разные методы оценки и управления рисками. «Где-то это будет чек-лист из 10 пунктов и светофор — красный, желтый, зеленый, а где-то это будет сложнейшая система, основанная на расчетах накопленных статистических данных крупной корпорации. И тот и другой методы должны применяться, но мы дадим рекомендации», — сказал В. Корж. В оптимуме каждый работодатель должен иметь возможность выбора метода, исходя из своих материальных, финансовых конкретных специфических условий осуществления деятельности. Исходя из этого, Минтруд надеется выстроить четкую структуру рекомендаций. Работодатель должен опасности выявлять? В его распоряжении рекомендации, классификаторы. Должен оценивать риски? Ему предоставляется набор методов. Своего рода пошаговая инструкция — сделай то и это, получи «добро» и реализуй мероприятие.

Такой подход призван устранить недостатки сегодняшнего регулирования. По словам докладчика, методы оценки рисков, прописанные в актуальных нормативных актах, в свое время были переведены с европейских стандартов на русский. В результате получился текст, который «понимают в России полторы головы». Крупные работодатели, которые выходят на внешние рынки, внедряют стандарты в силу того, что без этого систему менеджмента нельзя сертифицировать и выйти на IPO. А для основной массы работодателей они остаются китайской грамотой, что обуславливает соответствующее к стандартам отношение. Выстроенная система рекомендаций, имеющая к тому же большую вариативность, должна это отношение в корне поменять.

Важнейшая новелла, которая должна появиться в ТК РФ, — в российском современном законодательстве закрепляется норма, прописывающая права работодателя в области охраны труда. До этого у него были только обязанности. Какие права будут предоставлены работодателю? Право на использование IT-систем для контроля за безопасностью на рабочих местах, ведение документооборота в электронном виде, подключение надзорных органов к этим системам с тем, чтобы те смогли отказаться от проведения «очных» проверок. Если работодатель свои права реализовал, если он дистанционно осуществляет аудио- и видеоконтроль, если он ведет документооборот в электронном виде и подключил по обоюдному соглашению надзорный орган к этой системе, то зачем его каждые два, три, четыре года проверять в плановом порядке? Надзор и так будет видеть все, что ему нужно, практически в режиме онлайн.

Помимо вышеперечисленного, новая редакция раздела Х ТК РФ вводит законодательные ограничения на срок давности по расследованию несчастных случаев инспекцией труда — три года. Трудно себе представить, что работник на протяжении 5—10 лет не знал, что с ним произошел несчастный случай, а потом вдруг прозрел и пошел жаловаться на работодателя. Конечно, всякое бывает, но для этого «всякого» есть суд, который, если найдет аргументы пострадавшего убедительными, восстановит пропущенный срок исковой давности.

<p>Утратили силу — Федеральный закон от 17.07.99 г. N 181-ФЗ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА (В редакции федеральных законов от 18.07.95 г. N 109-ФЗ; от 24.07.98 г. N 125-ФЗ) Настоящие Основы устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. ГЛАВА I Общие положения Статья 1. Понятие охраны труда Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его действия Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящими Основами. Действие настоящих Основ распространяется на: предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; работников кооперативов; студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия; координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды; установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда; общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы; взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников; применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда; обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей; обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей; подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования; установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях; осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда; международное сотрудничество при решении проблем охраны труда. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда. ГЛАВА II Гарантии права работника на охрану труда Статья 4. Право работника на охрану труда Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе: а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей; в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности; д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя; е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте; и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда; к) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда. Статья 5. Гарантии права работника на охрану труда Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок. При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий. При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка. Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Статья 6. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Советом Министров — Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами. Субъекты Российской Федерации вправе дополнять перечень таких работ. ГЛАВА III Обеспечение охраны труда Статья 7. Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. (В редакции Федерального закона от 18.07.95 г. N 109-ФЗ) Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации. Статья 8. Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях Отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации, а также концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда. Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии Работодатель обязан обеспечить: а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты; б) соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте; в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников; г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством; д) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением; е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников; ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей; з) обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда; и) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах; к) беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; л) своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда; м) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим; н) предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве; о) обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статья 10. Обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях Работник обязан: а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда; б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты; в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Статья 11. Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране труда Проектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются. Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции — государственным испытаниям на соответствие их стандартам,</p>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *