Закрытое административно территориальное образование

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Территориальное образование является ключевым предметом сис­темы муниципального управления. В зависимости от объема территории, ее географических и культурно-исторических особенностей территориальное образование может быть разделено на уровни: государство, регионы или провинции, и населенные пункты или территориальные поселения.

В соответствии с принципом комплементарности, который пред­полагает недопущение дефицита легитимной власти по всей террито­рии страны, а также с целью рационализации распределения бюджетных средств, воспрепятствования бесконтрольности и произволу в их распределении в мировой практике сформированы две основные стратегии территориального управления: государственное управление и местное самоуправление.

С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория страны была разделена на 89 регионов — субъектов Федерации. Среди них — рес­публики, края, области, автономные округа, два города федерально­го значения и одна автономная область. Таким образом, на 1 января 1999 г. в состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 авто­номная область, 2 города федерального значения, 10 автономных ок­ругов, 1 867 районов, 1 091 городов, 329 городских районов (округов), 1 922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления).

Административно-территориальными единицами, обретшими в результате проведенных в период с 1991 по 1997 гг. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов, стали тер­риториальные образования (поселения) — исторически и простран­ственно сформировавшиеся общности людей, населяющие определен­ную территорию и формирующие схожие геополитические ориентации.

Административно-территориаль­ная единица это часть территории субъекта Федерации, имеющая собственное наименование, располагающая определенны­ми границами и выделяемая с целью решения вопросов государствен­ного и местного значения. Среди наиболее характерных для современ­ной России административно-территориальных единиц можно выде­лить следующие.

1. Регион (область, губерния, край, республика, субъект федера­ции) — территориальное поселение, статус которого в качестве само­стоятельного субъекта определен действующей Конституцией РФ, наделенное широкими экономическими и политическими правами. Выделяется как по этническому (республика), так и по территориаль­ному признаку (область, край). Регион является ретранслятором госу­дарственной политики с учетом местных интересов и традиций. В со­ответствии с Конституцией страны республики имеют свою конститу­цию и законодательство, тогда как край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свои уста­вы вместе с собственным законодательством.

2. Внутриобластной район (уезд) — административно-территориаль­ная единица, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, принимающая на себя функции хозяйственного и политического уп­равления территорией.

Является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, се­лом, поселком). Район служит узловым звеном в системе управления на местах, где концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура, обеспечивающая входящие в район поселения. Пред­полагает обязательное наличие районного центра — территориального поселения, осуществляющего функции административного центра тер­ритории района. Районный центр ответствен за осуществление текущей управленческой деятельности на подведомственной территории.

3. Город — территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Ис­торически складывался как орган местного самоуправления на терри­тории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохо­зяйственными видами деятельности и располагающих особым стату­сом члена единой социальной общности. Выделяются крупнейшие,

крупные, средние и малые города. Кроме того, особое значение для определения статуса городской территории приобрела дифференци­ация городов на столичные города, областные центры, города район­ного подчинения, поселки городского типа и пр.

4. Округ — выделяемая внутри городской системы управления адми­нистративно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых функциональных проектов и программ и контролируемая главой городского самоуправления. Как правило, округа являются подразделениями муниципальной власти и не располагают статусом самоуправляемой общности. В городе Москве управление ок­ругом представлено институтом префектуры, являющейся составной частью городского административного аппарата.

5. Внутригородской район — территориальная единица в пространстве города, выделенная в соответствии с устоявшимися в советский период принципами административного управления, предполагающими разде­ление городской власти по административным районам.

6. Село (деревня, хутор, станица) — поселение, расположенное в неурбанизированной зоне, отличающееся высокой степенью общно­сти ее жителей, непременным присутствием в подавляющем боль­шинстве дворов натурального хозяйства, а также господством сель­скохозяйственных видов занятости. Особенностью неурбанизирован­ной зоны является отсутствие комплексной централизованной системы энерго-, водоснабжения, канализации, уборки мусора, спе­циализированного обслуживания объектов жизнеобеспечения и пр. Выделяют несельскохозяйственные и сельскохозяйственные сельские поселения. В несельскохозяйственных селах больший процент заня­тости приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт, лесное хозяйство, отхожие промыслы, курортно-санаторное обслужи­вание и т. д.

В каждой из представленных выше административно-территори­альных единиц реализуется один из возможных вариантов государ­ственного или муниципального управления, закрепляющий за каж­дой административно-территориальной единицей собственный круг полномочий. Государственное управление концентрируется, прежде всего, на федеральном уровне, обеспечивая целостность государства и его воспроизводство. Кроме того, в соответствии с принципом комплементарности, государство через уполномоченные федеральные институты осуществляет защиту своих прав на местном уровне и общую координацию дей­ствий местных органов власти в решении вопросов регионального значения. Не вошедшие в сферу компетенции государственных орга­нов власти полномочия переходят местным органам власти, представ­ленным на уровнях субъекта Федерации и местного самоуправления. В настоящее время Федеральный закон (ст. 2) «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. все муниципальные образования разделяет в пра­вовом отношении на следующие типы:

— сельское поселение — один или несколько объединенных общей . территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, дере­вень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

— поселение — городское или сельское поселение;

— муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуще­ствлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами субъектов Российской Федерации;

— городской округ — городское поселение, которое не входит в со­став муниципального района, органы местного самоуправле­ния которого осуществляют полномочия по решению установ­ленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муници­пального района, а также могут осуществлять отдельные госу­дарственные полномочия, передаваемые органам местного са­моуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; — внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах ко­торой местное самоуправление осуществляется населением не­посредственно и (или) через выборные и иные органы местно­го самоуправления;

— межселенная территория — территория, находящаяся вне гра­ниц поселений.

Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 29.06.2018) «О закрытом административно-территориальном образовании»

14 июля 1992 года N 3297-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.11.1996 N 144-ФЗ, от 31.07.1998 N 144-ФЗ, от 02.04.1999 N 67-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 22.11.2011 N 333-ФЗ, от 02.04.2014 N 42-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 454-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 297-ФЗ, от 30.10.2017 N 299-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании. (преамбула в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Статья 1. Общие положения
  • Статья 2. Порядок создания, преобразования, упразднения закрытого административно-территориального образования и изменения его границ
  • Статья 3. Особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании
  • Статья 4. Особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании
  • Статья 5. Утратила силу
  • Статья 5.1. Составление, утверждение и исполнение бюджета закрытого административно-территориального образования
  • Статья 6. Особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании
  • Статья 7. Меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании
  • Статья 8. Об особенностях совершения сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования

Открыть полный текст документа

Закрытое административно-территориальное образование

Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние (ЗАТО) — городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации определяют полномочия органов государственной власти субъекта федерации в отношении ЗАТО, входящего в состав такого субъекта федерации.

В настоящее время в России существует 43 ЗАТО. От ЗАТО следует отличать закрытые военные городки, к которым относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов.

Документация

Градостроительный кодекс · Правила землепользования и застройки · Генеральный план · Проект планировки · Проект межевания · ГПЗУ

Основные инструменты градорегулирования

Красные линии · ИС ОГД · Градостроительное зонирование ·
Земельный сервитут

Типы градостроительных образований

ЗАТО · Соцгород · Академгородок · Рабочий посёлок · НЭР

Планировочные единицы

Кластер · Квартал · Микрорайон · Двор

Описание

Во времена Советского Союза такие населённые пункты были строго засекречены: даже гражданам СССР, не имеющим права доступа к секретной информации, недоступны были не только въезд в эти населённые пункты или данные об их местоположении, но даже и их названия, их жителям не разрешалось рассказывать о том, где они живут. Население ЗАТО при подсчёте статистики «размазывалось» по другим населённым пунктам или приписывалось к крупным городам, таким как областные центры. ЗАТО чаще всего и назывались как районы городов: Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7 и т. д. При этом для большей конспирации номера домов в таких городах часто начинались с крупных чисел, как бы продолжая улицы в «городах приписки», то же было с номерами школ, номерами маршрутов общественного транспорта и т. п. (например, см. Знаменск). В закрытом городе Ленинск (ныне Байконур) в советский период школы имели номера 174, 178, 187, 211, 222, 245 (с начала 1990-х — соответственно № 2, 3, 4, 5, 6, 7).

В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, были в свободной продаже многие товары, которые в открытых населённых пунктах были дефицитом. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению граждан, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности.

После распада СССР список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утверждён специальным законом России, который был принят в 1992 и затем несколько раз изменялся. Вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.

Число ЗАТО составляет 45, в них (по состоянию на начало 2002) проживало 1 345 000 человек. Это означает, что почти каждый сотый россиянин живёт в закрытом населённом пункте. По сегодняшний день территории ЗАТО огорожены заборами с колючей проволокой и охраной (по крайней мере на легкодоступных участках), а для их посещения необходимо получить специальный пропуск, для чего нужно указать причину посещения. Порядок выдачи пропусков — разрешительный, а не уведомительный. Получить пропуск во многие ЗАТО сложно. Частное лицо — житель ЗАТО может ходатайствовать о выдаче приглашения на своих близких родственников, при наличии доказательств родства. Но не может ходатайствовать о выдаче пропуска для своих знакомых при отсутствии близкого родства.

В некоторые ЗАТО граждане России и Белоруссии могут попасть на проводимое мероприятие (по предъявлению паспорта), например в Звёздный Городок — на легкоатлетический забег.

В реальности режим допуска в разных ЗАТО очень сильно различается. Например, в ЗАТО Радужный Владимирской области де-факто доступ свободный. Даже на центральном КПП документы зачастую не проверяют. В ЗАТО Краснознаменск Московской области есть контроль документов на КПП, но при этом забор вокруг города уже давно никем не охраняется, в нём есть много проёмов, через которые активно ходят пешеходы.

В самом охраняемом российском ЗАТО Саров существует чрезвычайно строго охраняемая граница с наличием многих рядов колючей проволоки, контрольно-следовой полосой и новейшими средствами слежения. Весь въезжающий автотранспорт досматривается с высокой тщательностью. Пропуск на въезд выдаётся далеко не всем и делается на месяц.

Специализация ЗАТО в России

(цифровые названия городов приводятся из Распоряжения Правительства России от 4 января 1994 № 3-р и изменений от 11 октября 1995 № 1394-р)

  • 10 городов Росатома
    • г. Железногорск / Красноярск-26 (Красноярский край) — производство оружейного плутония
    • г. Заречный / Пенза-19 (Пензенская область) — производство компонентов ядерных боеприпасов
    • г. Зеленогорск / Красноярск-45 (Красноярский край) — обогащение урана/производство стабильных и радиоактивных изотопов
    • г. Лесной / Свердловск-45 (Свердловская область) — утилизация, сборка ядерных боеприпасов, производство стабильных изотопов
    • г. Новоуральск / Свердловск-44 (Свердловская область) — разделительное производства изотопов урана
    • г. Озёрск / Челябинск-65 (ранее Челябинск-40) (Челябинская область) — хранение и переработка отработанного ядерного топлива, наработка и обработка ядерных материалов военного назначения.
    • г. Саров (ранее Кремлёв) / Арзамас-16 (ранее Арзамас-60, Арзамас-75, Москва-300) (Нижегородская область) — разработка ядерного оружия
    • г. Северск (ранее Березки)/ Томск-7 (Томская область) — создания компонентов ядерного оружия
    • г. Снежинск / Челябинск-70 (Челябинская область) — разработка ядерного оружия
    • г. Трёхгорный / Златоуст-36 (Челябинская область) — приборы и системы для АЭС и ядерного оружия
  • Роскосмос
    • Звёздный городок/Щёлково-14 (Московская область) — Центр подготовки российских (ранее советских) космонавтов
  • ЗАТО Министерства обороны
    • Закрытые военные городки
      • г. Сальск-7 (Ростовская область) — в/ч 40911 (Управление 4 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны)
    • Военно-морские базы ВМФ России
      • пос. Видяево (Мурманская область) — база подводных лодок Северного флота
      • г. Большой Камень (Приморский край) — постройка, реконструкция и утилизация атомных подводных лодок
      • г. Вилючинск / Петропавловск-Камчатский-50 (Камчатский край) — база подводных лодок Тихоокеанского флота
      • г. Заозёрск / Мурманск-150 (Мурманская область) — база подводных лодок Северного флота
      • г. Островной / Мурманск-140 (Мурманская область) — база подводных лодок Северного флота
      • г. Североморск (Мурманская область) — база надводных кораблей Северного флота
      • Александровск (Мурманская область) — ремонт и утилизация атомных подводных лодок, база подводных лодок Северного флота
      • г. Фокино / Шкотово-17 (Приморский край) — база боевых кораблей Тихоокеанского флота
    • Ракетные войска стратегического назначения
      • г. Знаменск / Капустин Яр-1 (Астраханская область) — 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Российской Федерации
      • пос. Власиха / Одинцово-10 (Московская область) — штаб Ракетных войск стратегического назначения — РВСН и центральный командный пункт наземных стратегических ядерных сил Вооружённых Сил Российской Федерации
      • пос. Звёздный / Пермь-76 (Пермский край) — ныне расформированная 52 ракетная Тарнопольско-Берлинская дивизия РВСН
      • пос. Комаровский / Домбаровский-3 (Оренбургская область) — 13-я Краснознамённая ракетная дивизия РВСН
      • пос. Локомотивный / Карталы-6 (Челябинская область) — ныне расформированная Карталинская дивизия РВСН (59-я ракетная дивизия)
      • пос. Молодёжный / Наро-Фоминск-5 (Московская область) — 882 центральный ордена Красной Звезды узел связи
      • пос. Озёрный (ранее Выползово) / Бологое-4 (Тверская область) — 7-я гвардейская ракетная Режицкая Краснознамённая дивизия РВСН
      • пос. Первомайский / Юрья-2 (Кировская область) — 8 ракетная Мелитопольская Краснознаменная дивизия
      • пос. Светлый / Татищево-5 (Саратовская область) — 60 ракетная Таманская Краснознаменная дивизия имени 60-летия СССР дивизия РВСН
      • пос. Свободный / Нижний Тагил-39 (Свердловская область) — 42-я Тагильская ракетная дивизия РВСН
      • пос. Сибирский (Алтайский край) — 35-я Ракетная Краснознамённая дивизия РВСН
      • пос. Солнечный / Ужур-4 (Красноярский край) — 62-я Краснознаменная дивизия РВСН
      • пос. Уральский / Косулино-1 (Свердловская область) — 21 арсенал.
      • пос. Горный / Чита-46 (Забайкальский край) — ныне расформированная 4 ракетная Харбинская дивизия РВСН
    • Космические войска
      • г. Краснознаменск / Голицыно-2 (Московская область) — дублирующий центр управления полётами, главный центр управления спутниками военного назначения
      • г. Мирный (Архангельская область) /космодром Плесецк — 1-й Государственный испытательный космодром Министерства Обороны РФ
      • пос. Солнечный (Тверская область) — разработка ракетной техники
      • пос. Углегорск / Свободный-18 (Амурская область) /космодром Свободный/ — 2-й Государственный испытательный космодром Министерства Обороны РФ

    • Уничтожение химического оружия
      • пос. Михайловский (Саратовская область) — уничтожение химического оружия
      • г. Шиханы / Вольск-18 (Саратовская область) — 1 мобильная бригада РХБ Защиты (обеспечение защиты от терактов с применением ОВ и радиационно опасных веществ и соединений)
    • Военная связь
      • пос. Восход / Новопетровск-2 (Московская область) — 882 центральный ордена Красной Звезды узел связи (радиоразведка и радиоконтрразведка)
      • пос. Восход / Балашов-13 (Саратовская область) — радиоразведка и радиоконтрразведка
    • Строительство
      • г. Межгорье / Белорецк-15, Белорецк-16 (Башкортостан) — 9 ЦУМО — 129-е Управление заказов и материально-технического снабжения специальных объектов (Межгорье-1) и 1110-е ОУЭСО (Белорецк-16)
    • Лазерные и оптико-электронные системы вооружений
      • г. Радужный / Владимир-30 (Владимирская обл.) — Государственный лазерный полигон «Радуга»

  • Погранзона
    • Сосновый Бор (Ленинградская область) — Ленинградская Атомная Электростанция (ЛАЭС), НИТИ им. А. П. Александрова, ОАО «НИИ ОЭП», воинские части и погранзона вокруг города

Бывшие ЗАТО (статус снят)

  • Росатома
    • г. Лермонтов (Ставропольский край) — Горно-металлургический завод, добыча урановой руды
    • пос. Подгорный / Красноярск-35 (Красноярский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Железногорск
    • г. Сергиев Посад / Загорск-7 (Московская область) — Центральный физико-технический институт Министерства обороны РФ
    • Протвино/Серпухов-7 — Институт физики высоких энергий, недостроенный протон-протонный коллайдер
  • ЗАТО Минобороны
    • Военно-морские базы ВМФ России
      • пос. Тихоокеанский/Шкотово-17 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Домашлино/Шкотово-18 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Крым (Шкотово-19 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Руднево/Шкотово-20 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Аскольд/Шкотово-21 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Дунай / Шкотово-22 (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Разбойник/Шкотово-23 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Темп/Шкотово-24 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Южнореченск/Шкотово-25 — (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Путятин / Шкотово-26 (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Абрек/Шкотово-27)(Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • пос. Павловск/Шкотово-28 (Приморский край) — сейчас входит в состав ЗАТО Фокино
      • Северодвинск — строительство атомных подводных лодок
      • Бечевинка/Петропавловск-Камчатский-54 — бывшая база подводных лодок Тихоокеанского флота
      • Завойко — бывшая база подводных лодок Тихоокеанского флота
    • Ракетные войска стратегического назначения
      • пос. Кедровый / Красноярск-66 (Красноярский край) — упразднёно с 1 января 2007 года
      • пос. Большая Картель (Хабаровский край) — ЗГРЛС «Дуга-2»
      • пос. Макарово/Ногинск-4 — в/ч 58172 база хранения и снаряжения ракет ЗРК ПВО С-25 «Беркут»
      • пос. Ясная / Оловянная-4 (Читинская область) — 47 дивизия Ракетных войск стратегического назначения (упраздненa)
      • пос. Гудым/Магадан-11 — База РВСН Анадырь-1
      • пос. Шипунский — 17 дивизион ПВО
      • Чернецкое/Чехов-7/Подольск-20 — в/ч 03863 РЛС «Дунай-3У»
    • Космические войска
      • пос. Вулканный / Петропавловск-Камчатский-35 (Елизовский район Камчатской области) — в/ч 42120, упразднена с 1 января 1999 года
      • г. Юбилейный / Болшево-1 (Московская область) — 4-й ЦНИИ Минобороны России
    • Производство и испытания биологического оружия и средств защиты
      • Киров-200 (Кировская область) — завод НИИ микробиологии МО РФ
      • Оболенск (Московская область) — Институт прикладной микробиологии (п/я В-8724)
      • Кольцово (Новосибирская область) — Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (НИИ молекулярной биологии)
      • Любучаны (Московская область) — Институт иммунологии
      • Тобольск (Тюменская, Тобольский район) — Тобольская биофабрика
      • Омутнинск (Кировская область) — отделение московского Института прикладной биохимии
      • Ивантеевка (Московская область) — ВНИИ химизации лесного хозяйства
    • Военная связь
      • пос. Приокск / Ступино-7 (Московской области) — упразднено с 1 января 1999 года
      • Алачково/Чехов-2 (Московская область) — основной командный пункт МО СССР
      • Ваулово/Чехов-3 (Московская область) — объект «Лесхоз», резерв ГУК
      • Кузнецк-12 (Пензенская область) — в/ч 45108 30 ОУЭСО
    • Военное строительство
      • Венюково/Ровки/Чехова-4 (Московская область) — 9 ЦУМО в/ч 14152

Существуют планы постепенного уменьшения количества ЗАТО.

«Условно-закрытые» города

(не имели статус ЗАТО, но их посещение иностранцами и, в некоторых случаях, советскими гражданами было запрещено):

  • г. Красноярск
  • г. Дубна (Московская Область), ОИЯИ
  • Оленегорск (Мурманская область) — система предупреждения о ракетном нападении РЛС «Днестр-М»
  • Печора (Республика Коми) — система предупреждения о ракетном нападении РЛС «Дарьял»
  • г. Жуковский (Московская Область) при СССР был закрытым городом, так как на его территории находится ЦАГИ, аэродром ЛИИ.
  • Балтийск (Калининградская область) — главная база Балтийского флота (для посещения города иностранцами требуется разрешение)
  • Дзержинск (Нижегородская область) — производство химического оружия и взрывчатых веществ
  • Железнодорожный (Московская область) — связь
  • Магадан
  • Кронштадт (Ленинград) — база Балтийского флота (открыт в 1993 году)
  • Зеленоград (Москва)
  • Златоуст (Челябинская область)
  • Пермь
  • Омск — ракетостроение, танкостроение, авиационная промышленность
  • Владивосток
  • Арзамас (Нижегородская область) — разработка и производство авионики, колесной бронированной техники
  • Горький (Нижний Новгород) — авиастроение, судостроение, крупное машиностроение, производство оружия и боеприпасов
  • Куйбышев (Самара) — ЦСКБ-Прогресс и другие предприятия авиационно-космической отрасли
  • Камбарка (Удмуртская Республика) — ныне уничтоженные склады химического оружия
  • Уфа — Уфимское Приборостроительное производственное объединение — авиационное и космическое приборостроение
  • Рыбинск (Ярославская область) — авиадвигателестроение, среднее машиностроение, военное приборостроение и судостроение
  • Саратов — авиастроение, военное приборостроение, полигон испытания химического оружия
  • Краснокаменск (Забайкальский край) — добыча урана
  • Чехов (Московская область)
  • Ижевск (Удмуртская Республика) — массовое производство вооружения

ЗАТО на бывшей территории СССР

Кроме ЗАТО в России, существуют (или ранее существовали) закрытые города и в других странах бывшего СССР.

Узбекистан

  • Карши-Ханабад — военный аэродром

Бывшие:

  • Кантубек (Аральск-7) — до 1992 года Полевая научно-исследовательская лаборатория, проводившая испытания биологического оружия

Казахстан

Следующие населённые пункты закрыты для посещения иностранными гражданами:

  • город Байконур/Байконыр (Ленинск) — комплекс «Байконур» (включающий одноимённый космодром и город)
  • Кармакшинский и Казалинский районы Кызылординской области
  • город Приозёрск Карагандинской области — бывший «10й государственный научно-исследовательский полигон систем ПРО» с системой СПРН и НИП-3 Военно-космических сил, позже переименованный в ОКИК-44
  • посёлок Гульшат и город Балхаш-9 Карагандинской области — система предупреждения о ракетном нападении — РЛС Днепр (на боевом дежурстве)
  • поселок городского типа Гвардейский (Жамбылская область) — бывший Научно-исследовательский сельскохозяйственный институт, занимавшийся разработкой биологического оружия
  • посёлок Рославль (Рославльский) (теперь Матибулак), расположенный на границе Алматинской и Жамбылской областей
  • Бокейординский и Жангалинский районы Западно-Казахстанской области
  • железнодорожный разъезд Кульжабасы (в 10 км от станции Отар)

Бывшие:

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.
  • Алма-Ата — производство биологического оружия (резервный биокомбинат по производству сибирской язвы и других биологических агентов)
  • Степногорск / Целиноград-25, Макинск-2 (Акмолинская область Казахстана) — завод «Биомедпрепарат» (производство биологического оружия)
  • Курчатов (Восточно-Казахстанская область) / Семипалатинск-21, Москва-400, Берег (Восточно-Казахстанская область Казахстан) — административный и научный центр Семипалатинского полигона по испытанию ядерного оружия
  • Чаган (посёлок) / Семипалатинск-4 (Восточно-Казахстанская область Казахстан) — бывшая авиабаза стратегической авиации СССР
  • Эмба-5 — бывший полигон зенитно-ракетных войск и войск ПВО в Актюбинской области Казахстана
  • Аральск-5 («Урал»)
  • Аральск-6 («Чайка» и «Берёзка») Чайка — в/ч 41167 Отдельная опытно-испытательная база РВСН.

Киргизия

Существующие:

  • г. Каракол — испытательная база противолодочного торпедного оружия
  • г. Кара-Балта (Чалдовар) — 338-й узел связи ВМФ «Марево» (станция «Прометей»)

Бывшие:

  • Майлуу Суу — добыча и обогащение урана

Таджикистан

Существующие:

  • Нурек в районе кишлака Ходжарки — система предупреждения о ракетном нападении — Окно (на боевом дежурстве)

Бывшие:

  • Чкаловск (Таджикистан) — добыча и обогащение урана

Латвия

Бывшие:

  • Лиепая — военно-морская база
  • Скрунда — система предупреждения о ракетном нападении — РЛС «Дарьял» — закончена в 1991 году, передана Латвии и 4 мая 1995 года взорвана.
  • пос. Ирбене/Вентспилс-8 — станция космической разведки «Звезда»
  • Кекава — ракетный комплекс «Двина»
  • Цекуле — склады боеприпасов
  • Елгава — база истребителей-перехватчиков
  • Инчукалнс — передающий радиоцентр
  • Лигатне — командно-разведывательный центр
  • Муцениеки — сбор и обработка информации о воздушных целях (объекты «Арка» и «Протон»)
  • Сигулда — oбъект «535 Искра»
  • Рае — 3-й зенитный ракетный дивизион 14-й дивизии ПВО
  • Лиу — 14-я дивизия ПВО
  • Ундва — 14-я дивизия ПВО
  • Тервете — ракетно-пусковой комплекс
  • Залите — ракетно-пусковой комплекс

Украина

Бывшие:

  • Севастополь — (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья) — главная военно-морская база ЧФ и место совместного базирования ЧФ и ВМС Украины
  • ОРТУ «Николаев», вблизи Севастополя — система предупреждения о ракетном нападении — РЛС Днепр (на боевом дежурстве)
  • ОРТУ «Берегово», вблизи д. Пестрялово и г. Мукачево — система предупреждения о ракетном нападении — РЛС Днепр (на боевом дежурстве)
  • Новофёдоровка / Саки-4 (Автономная Республика Крым) — авиационный гарнизон «Саки-4» МО Украины
  • Макаров-1 (Радомышльский район) — гарнизон ракетных войск, население приписано к Киево-Святошинскому району
  • Чернобыль-2 — ЗГРЛС «Дуга-2» — приемная часть
  • Любеч-1 — ЗГРЛС «Дуга-2» — передающая часть
  • Калиновка (Жовтневый район) — ЗГРЛС «Дуга-1» — испытательный узел, приемная часть
  • Луч (Жовтневый район) — ЗГРЛС «Дуга-1» — испытательный узел, передающая часть
  • Узин — бывшая авиабаза стратегической авиации СССР
  • Днепропетровск — Южмаш, КБ Южное — комплекс по разработке и производству ракет, Днепровский машиностроительный завод (ДМЗ) — разработка РЛС, систем ПРО.
  • Жёлтые Воды (Днепропетровская область) — добыча и переработкой урановой руды
  • Балаклава (город в составе Севастополя) — ремонтный завод подводных лодок
  • Вилково (Одесская область)
  • пгт. Приморский (Автономная Республика Крым)
  • Житомир-21 (Житомирский район)
  • пгт. Орджоникидзе (Автономная Республика Крым) — завод по производству торпед, завод «Гидроприбор»

Эстония

  • Ämari (Эмари) — аэродром морской авиации, посёлок городского типа для лётчиков, аэродромного персонала и их семей. полк, в/ч 21180, Сууркюла, Аэродром Эмари «Вязовка».
  • в Палдиски — учебный центр атомных подводных лодок.
  • Хара (деревня) — база советских подводных лодок и военный порт.
  • в Силламяэ — завод по обогащению урана, полученного из диктионемовых сланцев, позже производство редких металлов — тантала и ниобия (завод «Силмет»)
  • Rohuneeme — база ракет S-75
  • Keila-Joa — база ракет S-200

Белоруссия

Существующие:

  • Ганцевичи — система предупреждения о ракетном нападении — РЛС «Волга», 43-й узел связи ВМФ России (на боевом дежурстве)

Бывшие:

  • Новоколосово / Столбцы-2 — Бывший военный городок части 25819 (25-й арсенал РВСН). Сейчас центр сельсовета.
  • посёлок Заречье / Гомель-30 Речицкого района — Бывший военный городок ракетной части, сейчас женская колония ИК-24.

Молдавия

Существующие:

  • Колбасна — арсенал бывшей 14-й советской армии

Азербайджан

Существующие:

  • Габала-2 — система предупреждения о ракетном нападении — РЛС «Дарьял» (на боевом дежурстве)428-й ОРТУ СПРН — в/ч 30765

Армения

Существующие:

  • Гюмри — 102-я российская военная база

> См. также

  • Военный городок
  • Шарашка
  • Наукоград
  • «Почтовый ящик» (п/я)

> ЗАТО в поп-культуре

  • Владимир Высоцкий в песне «Открыт закрытый порт Владивосток…» обыгрывает: «открыт» — то есть аэропорт принимает, «закрытый порт» — как закрытый город.

Примечания

  1. ↑ Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 07.02.2011 «О закрытом административно-территориальном образовании».
  2. ↑ Семенов А. А. О правовом статусе закрытого административно-территориального образования. — Ярославль, 2009.
  3. ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2001 N 508 (ред. от 16.07.2009) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ИХ ТЕРРИТОРИЯХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ»
  4. ↑ Правительство России указало, где подпортить показания навигаторов
  5. ↑ Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998); О статусе военных городков и ЗАТО. // Право в вооружённых силах, 2001, N 7.
  6. ↑ откуда: 56.679761, 61.098447; куда: Бобровский, Свердловская область — Карты Google
  7. ↑ Посёлок Восход (Балашов-13), в/ч 44231
  8. ↑ Поселок Тихоокеанский Шкотовского района Приморского края зарегистрирован как населенный пункт решением Приморского крайисполкома в конце 1963 года. А в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета Тихоокеанский выделен из Шкотовского района и переименован в закрытый город Фокино, которому распоряжением Приморского крайисполкома был установлен почтовый адрес г. Шкотово-17 в связи с закрытием территории. В тот период к городу относились населенные пункты: Домашлино (Шкотово-18), Крым (Шкотово-19), Руднево (Шкотово-20), Аскольд (Шкотово-21), Дунай (Шкотово-22), Разбойник (Шкотово-23), Темп (Шкотово-24), Южнореченск (Шкотово-25), Путятин (Шкотово-26), Абрек (Шкотово-27), Павловск (Шкотово-28)
  9. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 03.08.2006 № 836
  10. ↑ указ Президента Российской Федерации от 27.06.1994 № 1340
  11. ↑ 1 2 указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998 № 59
  12. ↑ Закрытой для посещения иностранцев была вся Калининградская область, въезд граждан России в Балтийск осуществлялся по пропускам. Ныне въезд в Балтийск для граждан России свободный при предъявлении паспорта, для въезда иностранных граждан требуется специальное разрешение
  13. ↑ Перечень территорий Республики Казахстан, временно закрытых для посещения иностранными гражданами и лицами без гражданства от 31 января 2001 года № 153.
  14. ↑ Федоров Л.А Советское биологическое оружие: история, экология, политика. // М.: МСоЭС, 2005. — 302 с. ISBN 5-88587-243-0

Ссылки

  • История одного ЗАТО — информационный портал Знаменска
  • Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 07.02.2011) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Российская газета. — 1992. — № 190, 26.08.1992.
  • Постановление правительства России от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня ЗАТО и расположенных на их территориях населённых пунктов» (в ред. от 16.07.2009) // consultant.ru // Викитека // Собрание законодательства РФ. — 2001. — 16.07.2001, № 29. — ст. 3019.
  • Анализ положения ЗАТО
  • ЗАТО на карте России

Закрытые города России (ЗАТО) Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

  • Секретные города (англ.)
  • Федоров Л.А Советское биологическое оружие: история, экология, политика. // М.: МСоЭС, 2005. — 302 с. ISBN 5-88587-243-0
Населённые пункты
Типы населённых пунктов
(от малых к крупным)
Мыза | Фольварк | Хутор | Кутан | Кишлак | Аул | Посёлок | Посёлок при станции | Рядок | Слобода | Коммуна | Кибуц | Деревня | Сельцо | Станица | Село | Местечко | Предместье | Посад | Посёлок городского типа (Дачный посёлок, Коттеджный посёлок) | Город-спутник | Город
См. также Пригород | Агломерация | Мегалополис
Типы адресных объектов в России (элементы почтового адреса)
Уровень 1 Автономный округ (АО) • Автономная область (Аобл.) • Город3,4 (г.) • Край • Область (обл.) • Республика (Респ.)
Уровень 2 Район (р-н) • Территория3,4,5 (тер.) • Улус4 (у.)
Уровень 3 Волость4 • Городское муниципальное образование (г/мо) • Дачный посёлок4 (дп) • Курортный посёлок4 (кп) • Посёлок городского типа4 (пгт) • Почтовое отделение4,5 (п/о) • Рабочий (заводской) посёлок4 (рп) • Сельская администрация (с/а) • Сельская территория (с/тер) • Сельский округ (с/о) • Сельское муниципальное образование (с/мо) • Сельское поселение (с/пос) • Сельсовет (с/с)
Уровень 4 Аул5 • Выселки / Выселок 5 (высел.) • Городок5 • Деревня5 (д.) • Железнодорожный остановочный (обгонный) пункт5 (ж/д_оп) • Железнодорожная будка5 (ж/д_будка) • Железнодорожная казарма5 (ж/д_казарм.) • Железнодорожная платформа5 (ж/д_платф.) • Железнодорожная станция5 (ж/д_ст.) • Железнодорожный пост5 (ж/д_пост) • Железнодорожный разъезд5 (ж/д_рзд.) • Заимка • Казарма5 • Местечко5 (м.) • Микрорайон5 (мкр.) • Населённый пункт5 (нп) • Остров5 • Планировочный район5 (п/р) • Посёлок и станция / Посёлок при станции5 (п/ст) • Посёлок сельского типа5 (п.) • Починок5 • Промышленная зона (промзона) • Разъезд5 (рзд.) • Село5 (с.) • Слобода5 (сл.) • Станица (ст-ца) • Станция5 (ст.) • Хутор5 (х.)
Уровень 5 Аллея • Аэродром • Берег • Бульвар (б-р) • Вал • Военный городок (В/Г) • Въезд • Гора / Горка • Двор • Дорога / Дорожка (дор.) • Животноводческая точка (жт) • Заезд • Квартал (кв-л) • Километр (км) • Кольцо • Линия • Набережная (наб.) • Парк • Переезд • Переулок (пер.) • Платформа (платф.) • Площадка (пл-ка.) • Площадь (пл.) • Полустанок (полуст.) • Проезд • Просек • Просёлок • Проспект (пр-кт) • Проулок • Сад • Сквер • Строение (стр.) • Тракт • Тупик (туп.) • Улица (ул.) • Участок (уч-к) • Шоссе (ш.)
Уровень 6 Дом (ДОМ) • Дом офицерского состава (ДОС)
Верхние индексы обозначают уровни, на которых также используются отмеченные названия

Закрытые административно-территориальные образования

Правовое регулирование отношений, связанных с особенностя­ми местного самоуправления в закрытых административно-терри­ториальных образованиях (ЗАТО), осуществляется Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 1 декабря 2007 г.). /5/

Закрытым административно-территориаль­ным образованием признается имеющее органы местного самоуправ­ления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактив­ных и других материалов, военные и иные объекты, для которых уста­навливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия прожива­ния граждан.

Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со стату­сом городского округа.

Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасно­го функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Однако Закон определяет такую особенность: при установлении и (или) изменении границ ЗАТО и при его реорганизации требования законодательства РФ об учете мнения населения не применяются. Таким образом, все пра­вила Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на этот счет не действуют, когда речь идет и территории и границах. Более того, гра­ницы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования мо­гут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, рас­положенные в образовании, входят в состав городского округа.

ЗАТО находит­ся в ведении федеральных органов государственной власти по вопро­сам: установления административной подчиненности, границ образо­вания и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в от­ношении указанного образования; медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан населения образования; выдачи разрешений на стро­ительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, о которых идет речь в данном Законе; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объек­тов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности. Реше­ния по указанным вопросам принимаются Правительством РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, установленных Законом РФ 1992 г.

Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Прези­дентом РФ, а предложения на этот счет вносятся Правительством РФ. Предложение об установлении административной подчиненности, об установлении и (или) изменении границ создаваемого (преобразуемо­го), реорганизуемого ЗАТО вносится Правительством РФ по согласованию с органа­ми государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находят­ся соответствующие территории. Закон РФ 1992 г. гласит, что при от­сутствии в территориальном образовании и (или) на соответствующей территории органов местного самоуправления указанные органы фор­мируются в соответствии с законодательством РФ о местном самоуправлении и этим Законом в течение двух лет со дня создания ЗАТО.

Закон РФ 1992 г. (в ред. 2007 г.) ничего не говорит о том, подлежит ли выявлению Правительством РФ мнение если не населения, то хо­тя бы органов местного самоуправления ЗАТО при подготовке предложений Президенту РФ относительно самой возможности преобразования, изменения границ этого общества. Закон лишь определяет, что при принятии решения о реорганизации общества с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки отмены или изменения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и формы поддержки государством населения на переходный период, программы социально-экономического развития муниципального об­разования в порядке, установленном Правительством РФ. В общем, население ставится перед фактом неотвратимости реорганизации и может лишь рассчитывать на учет его просьб в рамках усмотрения федеральной власти.

Установленный Законом 1992 г. особый режим безопасно­го функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО реально не зависит от создаваемых здесь органов местного самоуправления и включает:

— установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

— ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;

— ограничения на полеты летательных аппаратов над его территори­ей;

— ограничения на право ведения хозяйственной и предприниматель­ской деятельности, владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

— ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения ино­странных некоммерческих неправительственных организаций, орга­низации с иностранными инвестициями.

Закон акцентирует: иные особенности, имеющие зна­чение для безопасных работ и проживания граждан в ЗАТО и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной вла­сти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Структура, порядок формирования, полномочия и ответствен­ность органов местного самоуправления городского округа ЗАТО определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных Законом РФ 1992 г.

Органы мест­ного самоуправления ЗАТО:

— координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

— разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья населения в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осущест­вляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решение об эвакуации населения;

— участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объек­тов, по роду деятельности которых создано ЗАТО, и органами федеральной службы безо­пасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в опреде­лении пропускного режима в это образование, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

— по согласованию с органами федеральной службы безопасно­сти имеют право давать разрешение на въезд граждан в образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируе­мых и (или) запретных зон;

— осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, кото­рые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

— вносят предложения в соответствующие органы государственно­го и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для за­щиты населения от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

— выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

В случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления за­крытого административно-территориального образования после от­несения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством РФ, имеют право предо­ставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состо­ящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) объектами.

Порядок предоставления жилых помещений специализирован­ного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоя­щим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанав­ливается представительным органом ЗАТО по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в ЗАТО предприятия и (или) объекты.

Органы местного самоуправления в названном образовании согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ве­дении которых находятся расположенные в образовании предприя­тия и (или) объекты: планы и программы комплексного социально-экономического развития и образования; генеральный план; подготов­ленные на основе генерального плана проекты планировки территории; резервирование земель в границах образования для муниципальных нужд. Изложенные позиции, введенные в октябре 2007 г., в некоторой мере расширяют возможности органов местного самоуправления ЗАТО.

Вместе с тем Закон РФ 1992 г. с учетом его последующих корректировок не оставляет особого выбора при формировании отдельных органов местного самоуправления в ЗАТО. Так, согласно Закону главой местной администрации образования является только лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом образования.

Закон определяет специфику формирования бюджета ЗАТО, предусматривая обязательное участие в этом процессе соответствующих предприятий и организаций, достаточно выгодное для местного самоуправления:

— осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строитель­ства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления;

— средства в размере не менее 10% от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действую­щими нормативами в сводных сметных затратах единовременно ли­бо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей террито­рии;

— при финансировании государственного оборонного заказа пред­приятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объ­ема финансирования, включаемые в стоимость государственного обо­ронного заказа;

— на производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население ЗАТО, распространяются меры государственной поддержки, предусмо­тренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Но в отношении землепользования в ЗАТО возможности органов местного самоуправления по мере изменения Закона РФ 1992 г. сужались. В первоначальной редакции земли соответствующих предприятий и организаций были в их ведении, остальные земли — в ведении местных органов. Далее было установлено, что режим этих земель устанавливается Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО. Теперь же норма о согласовании вообще исключена из Закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *