Закупка сельхозпродукции у населения

Нюансы закупки продукции (орехов, грибов, продукции животноводства, растениеводства) у населения (Субботина С.А.)

Предприятие для производственных целей закупает у физлиц продукцию. Является ли оно налоговым агентом по НДФЛ в данном случае? При каких условиях объекта обложения НДФЛ не возникает? Как оформить сделку по закупу продукции у физлица, не являющегося предпринимателем?
На основании п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются согласно ст. ст. 214.3 — 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ (за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда названные доходы не подлежат налогообложению). Получается, что компания, выплачивающая физическому лицу доход в виде стоимости проданного им имущества, не является налоговым агентом в отношении такого дохода физлица.

Исходя из ст. ст. 128, 130 ГК РФ продукция растениеводства, животноводства, пищевые лесные ресурсы (плоды, ягоды, грибы и др.), мясо диких животных относятся к движимым вещам (имуществу). Вопрос с принадлежностью права собственности на них решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» продукция животноводства и растениеводства, выращиваемая гражданами, представляет собой имущество, принадлежащее им на праве собственности. На основании п. 1 ст. 20 Лесного кодекса граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 Лесного кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы согласно гражданскому законодательству. В силу п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 34 Лесного кодекса к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы. В ст. 221 ГК РФ говорится, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или согласно местному обычаю на определенной территории допускаются сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Из вышеизложенного следует, что если физлицо реализует организации выращенную им продукцию, собранные в лесу орехи, грибы, ягоды, то оно реализует имущество, принадлежащее ему на праве собственности. В свою очередь, это означает, что по данным операциям организация не является налоговым агентом (ст. 24, п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ), то есть у организации отсутствуют обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ (Письма Минфина России от 27.02.2013 N 03-04-06/5607, от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484).
Вместе с тем организации могут проинформировать граждан, у которых они закупают вышеперечисленную продукцию, о том, что освобождаются от обложения НДФЛ:
1) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде) (п. 13 ст. 217 НК РФ).
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:
— если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
— если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на названных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Для освобождения от налогообложения поименованных доходов налогоплательщик представляет документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).
При несоблюдении условий, установленных п. 13 ст. 217 НК РФ, полученные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (Письмо Минфина России от 18.02.2013 N 03-04-05/6-111);
2) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (п. 15 ст. 217 НК РФ);
3) доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты (п. 17 ст. 217 НК РФ).

Согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительской и спортивной признается охота, осуществляемая физлицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Данные виды охоты могут осуществляться как в закрепленных охотничьих угодьях при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного охотнику, так и в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Следовательно, доходы, получаемые физлицами от реализации мяса диких животных и иной продукции, получаемой при охоте, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 17 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных п. 11 ст. 1 Федерального закона N 209-ФЗ. Об этом говорится в Письме Минфина России от 04.08.2014 N 03-04-06/38361.
Особо подчеркнем: даже если физлицом не соблюдены условия освобождения от уплаты НДФЛ п. п. 13, 17 ст. 217 НК РФ, на организацию, которая закупает у него продукцию, обозначенный факт никак не влияет: главное, что физлицо реализовало продукцию, принадлежащую ему на праве собственности, а значит, все обязанности, связанные с исчислением и уплатой НДФЛ, лежат на нем самом.
Как предприятию оформить договор на приобретение продукции у физлиц? Внимание этому вопросу уделено в Письме Минфина России N 03-04-06/38361. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. При закупке у граждан пушнины, мяса диких животных и иной продукции организация вправе заключить договор купли-продажи, общие положения которого прописаны в ст. ст. 454 — 491 ГК РФ. Минфин считает, что организация может сделать выбор между двумя вариантами.
Вариант 1: составлять с физлицами договоры купли-продажи в простой письменной форме в зависимости от объема, условий и специфики закупок.
Вариант 2: использовать в учете уже готовые разработанные унифицированные формы первичной документации, а именно закупочный акт, в котором помимо наименования закупаемой продукции, количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица — представителя организации, а также сведения о продавце (паспортные данные и адрес места жительства физического лица).
* * *
Организация не является налоговым агентом по операциям приобретения у физлиц любой продукции, принадлежащей им на праве собственности (например, выращенной ими в их личных подсобных хозяйствах, собранной в лесу, полученной при осуществлении охоты), вне зависимости от того, выполнены ли физлицом условия для его освобождения от уплаты НДФЛ. Оформить сделку по приобретению продукции у физлица можно либо отдельным договором купли-продажи, либо закупочным актом.

Овощной бизнес, или О том, куда сбыть выращенные на приусадебном участке помидоры и лук

Не стоит лишний раз говорить о том, что овощи незаменимы для здорового питания человека и должны быть чуть ли не главным блюдом любого стола. Но где мы сегодня покупаем витаминную продукцию? В мини- или супер-маркетах… Она, как правило, не отечественного производства. По внешнему виду – лоск и блеск, внутри, не исключено, что химия.

На рынке… Здесь тоже можно «нарваться» на огурчики made in China and made in Turckish, ведь предприниматели в основном везут с одного оптового склада. Но в торговых рядах есть и бабушки с выращенными на грядках помидорчиками и капустой. Качество овощей, произведённых нашими соотечественниками, я уверена, намного выше.

Вообще же не понятно, почему в сельскохозяйственном районе, где примерно каждый четвёртый имеет приусадебный участок, мы на рынке видим в большей своей массе заграничную продукцию?

— Несмотря на засушливый год, огород нас с супругой неплохо отблагодарил урожаем за труды. Мы и выращивали его исключительно ради выгоды. Детей надо учить, копейки в доме нет лишней. Однако, вырастив приличное количество овощной продукции, возникла сложность в решении вопроса, куда девать тыквы, капусту, огурцы? — позвонив в редакцию, делился один из читателей – Валентин Кузьмич Д. — Как продать излишки выращенного урожая? Хотелось бы обойтись без перекупщиков, продавать недорого, но для людей, которые бы и являлись потребителями. Ведь, согласитесь, неприятно осознавать, что на выращенном тобой с любовью и заботой продукте наживается человек, никакого отношения к нему не имеющий.

Овощи, выращенные на частных огородах, всегда пользуются популярностью у покупателей.

Но попробуем их сдать. Набираю номер телефона кубанского сельпо.

— Вам можно сдать выращенный на приусадебном участке урожай?

— Что из овощей и фруктов вы можете нам предложить?

— Лука – килограммов 20, картофеля – 50 и яблок – 30…

— По какой цене хотите сдать?

— Я думала, что у вас фиксированные цены. Торг уместен?

— Если вас устраивают наши расценки, то возьмём без проблем…

Далее с председателем правления сельпо Галиной Фёдоровной Бухариной я уже беседовала как корреспондент.

Как пояснила представитель торгового предприятия, с подобными вопросами этим летом никто не обращался. Хотя, чем ездить за тридевять земель и закупать овощи на стороне, выгоднее приобрести доморощенные помидоры и огурцы у местных жителей.

В Кубанском для облегчения задачи овощесдатчиков сельпо забирает урожай прямо со двора.

В горькобалковском сельпо с удовольствием откликнулись на предложение купить у меня яблоки.

— А вообще с населением мы работаем по договорам, — позже пояснила председатель правления сельпо Татьяна Степановна Терехова. — Заключаем их в марте-апреле. Человек, который целенаправленно выращивает овощи и фрукты на продажу, должен побеспокоиться о решении немаловажной задачи – дальнейшего сбыта. Например, устраивает продавца закупочная цена на лук – 8 рублей 50 копеек, берём оптом. Считает, что дёшево, значит, ищет других покупателей.

В райцентре также есть заготпункт, куда можно сдать выращенный на огородах и в садах урожай.

Председатель совета новопокровского райпотребсоюза Сергей Алексеевич Тихомиров рассказал мне о ситуации с заготовкой овощной продукции:

— Мы предлагаем сотрудничество владельцам ЛПХ, фермерам, но сдавать нам выращенные овощи и фрукты они не спешат. Вполне понятно, что они хотят продать их по рыночным ценам, но нам это невыгодно. Себе в убыток кто будет работать? К тому же мы стараемся принимать только стандартную продукцию. Если, например, это огурец, то он не должен быть скрюченным, морковь должна иметь товарный вид.

Обычно население предлагает овощи и фрукты в малых количествах – по несколько килограммов. Нам же нужны большие объёмы, чтобы обеспечить витаминной продукцией и магазины, и бюджетные предприятия, организации. Поэтому приходится бороздить соседние области и края, чтобы закупить овощи и фрукты.

Ещё, как вариант, – можно реализовать выращенную продукцию самостоятельно. Для этого придётся оформить предпринимательство или платить за место на рынке, или за участие в ярмарке. Но ещё проще – сдать продукцию оптом реализатору. Таким образом можно избежать лишних затрат на расходы по уплате налогов, сэкономить своё время…

Подведём итог. Свои «лука – килограммов 20, картофеля – 50 и яблок – 30…» при желании я могла бы реализовать в районе. Другой вопрос, насколько мне было бы это экономически выгодно. Но это отдельная тема.

Фото А. Толстых.

>
Закупка сельхозпродукции у населения: учет и налоговые подробности

С чего начать

Если вы хотите приобрести свежайшую и качественную сельскохозяйственную продукцию, то зачастую идете на рынок.

Почему именно туда? Потому что там:

• во-первых, обычные физические лица имеют возможность торговать без предпринимательской регистрации;

• во-вторых, рынок для того и создан, чтобы обеспечить надлежащие условия для продавцов и покупателей в процессе покупки-продажи товаров по ценам, которые складываются в зависимости от спроса и предложений (п. 1 и 4 Правил торговли);

• в-третьих, на рынках работают лаборатории, которые должны подтвердить качество продукции.

Напомним, что на агропродовольственных рынках можно торговать сельхозпродукцией как растительного, так и животного происхождения (например, целыми тушами или частями туш парнокопытных и других копытных животных, тушами домашней птицы, кроликов и малых диких животных, рыбой, медом, яйцами, молоком необработанным, сыром домашнего производства, а также продуктами растительного происхождения) только при условии подтверждения их пригодности по результатам испытаний (исследований) аккредитованной лаборатории, которая находится на агропродовольственном рынке, и государственным инспектором, который находится на этом же рынке (ст. 36 Закона о безопасности пищевых продуктов и п. 8 Правил торговли).

Следовательно, качество всей продукции, которая продается на рынке, должно быть подтверждено. Чтобы проверить это, покупатель имеет право требовать у продавца документы, которые подтверждают качество и безопасность продукции и товаров. В случае продажи продуктов животного и растительного происхождения — это вывод лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке.

Обратите внимание! Покупать продукты на рынке у физических лиц могут и представители субъектов хозяйствования.

В то же время есть сельскохозяйственные продукты, которые продавать на рынках запрещено. Это консервированные продукты (овощи, мясо, рыба, икра и другие консервы), изготовленные в домашних условиях, а также зерновые, крупяные продукты, загрязненные семенами вредных сорняков (п. 41 Правил торговли).

Организация закупки

Как правило, сельхозпродукцию у населения закупают за наличные средства через подотчетные лица. Поэтому первым шагом при направлении работника на закупку является выдача ему служебного задания. Нужно оно для того, чтобы работник имел четкое представление о цели закупки (а именно перечень продукции, ее качество и количество), а также при необходимости указывается размер расходов, которые можно понести на закупку (определяется максимальная цена, по которой позволяется покупать тот или другой вид продукции). Оформляется такое задание документом произвольной формы.

Перед направлением работника на закупку сельскохозяйственной продукции ему нужно выдать средства под отчет на эти цели. Такие средства предоставляют на срок не больше 10 рабочих дней со дня выдачи наличности (включая день получения наличности) (п. 19 Положения № 148). На этот срок следует ориентироваться, как при перечислении средств на карточку работника, так и при выдаче ему наличности.

Если же подотчетному лицу одновременно выдаются денежные средства на командировку и решение хозяйственных вопросов, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у населения, срок, на который выдаются наличные средства, продлевается до завершения командировки.

Чтобы подтвердить право на 10-дневный срок использования полученных средств, в расходном кассовом ордере или платежном поручении на перечисление средств на карточку работника укажите основание — «для закупки сельскохозяйственной продукции».

Внимание! На расчеты при закупках сельхозпродукции у физических лиц (граждан) за наличные распространяется 50-тысячное ограничение, установленное п. 6 Положения № 148. То есть закупить на протяжении дня у одного лица продукции больше чем на 50 тыс. грн. за наличные нельзя.

После выполнения поручения подотчетное лицо должно подать Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (форма утверждена приказом Минфина от 28.09.15 г. № 841, далее — Отчет). Заметим, что сроки подачи Отчета (п. 170.9 НКУ) не согласуются с 10-дневным сроком использования наличности, которая выдана на закупку сельхозпродукции (п. 19 Положения № 148).

Так, согласно п.п. 170.9.2 и п.п. «а» п.п. 170.9.3 НКУ Отчет должен быть сдан:

• до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в который работник завершил закупку сельхозпродукции по поручению и за счет работодателя, который выдал деньги под отчет, или завершает командировку (если такая закупка осуществлялась в командировке);

• до окончания 3-го банковского дня после окончания командировки, если расчеты осуществлялись наличностью, снятой с корпоративных платежных карточек.

Остаток неиспользованных средств (излишне потраченные средства) нужно вернуть в кассу или на банковский счет предприятия до или во время подачи Отчета.

Чтобы одновременно и соблюсти нормы ПНУ, и выполнить требования Положения № 148, нужно действовать так: подотчетное лицо должно осуществить закупку сельхозпродукции в течение 10 рабочих дней со дня получения наличности под отчет (при закупке в командировке — до завершения срока командировки), а Отчет подать в течение 5 (для «карточных» средств — 3) дней после закупки (окончания командировки).

Вместе с Отчетом подотчетное лицо должно подать в бухгалтерию документы, которые подтверждают приобретение сельхозпродукции (о них поговорим ниже).

На основании заполненного Отчета и приложенных к нему документов приобретенная за наличные средства продукция отражается в бухгалтерском учете на субсчетах 201 «Сырье и материалы» или 281 «Товары на складе».

Подтверждение приобретения продукции

Факт закупки сельскохозяйственной продукции и выдачи физическим лицам наличных средств оформляется с помощью Закупочного акта или Закупочной ведомости.

Закупочный акт рекомендовали использовать Минэкономики и Минфин (письмо Минэкономики от 09.02.05 г. № 54-51/71). Форма Закупочного акта приведена в приложении 2 к п. 2.1 Методрекомендаций № 157. При этом Минфин в письме от 03.12.04 г. № 31-03430-01-10/22335 обратил внимание на то, что она имеет рекомендательный характер, потому форму акта можно дополнять необходимыми реквизитами. Закупочный акт составляется на закупку продукции у одного физического лица в течение одного дня.

Порядок применения Закупочной ведомости прописан в п. 26 Положения № 148. Кроме того, применять такую ведомость рекомендует и Минфин (письмо от 03.12.04 г. № 31-03430-01-10/22335). Используется ведомость при закупке сельхозпродукции в течение одного дня у нескольких физических лиц.

Форма такой ведомости не утверждена. Поэтому этот документ можно оформить в произвольной форме. В то же время п. 26 Положения № 148 выдвигает требования к некоторым обязательным реквизитам такой ведомости. В ней обязательно следует указывать фамилии сдатчиков, их адреса, объемы сданной продукции и суммы выплаченной наличности, что подтверждается подписью сдатчика.

Свои рекомендации относительно реквизитов, которые должны содержать закупочные акты и закупочные сведения, в свое время предоставляли Минфин в письме от 03.12.04 г. № 31-03430-01-10/22335 и ГНАУ в письме от 29.04.05 г. № 3732/6/17-2116 (ср. 025069200).

Следовательно, в закупочных документах следует предусмотреть такие реквизиты:

• место и дату заключения договора;

• сведения о продавце: фамилия, имя и отчество, его адрес, регистрационный номер учетной карточки физического лица — налогоплательщика (серию или номер паспорта, если оно имеет отметку в паспорте об отказе от регистрационного номера, п. 70.12 НКУ);

• реквизиты справки по ф. № 3ДФ (при закупке продукции животноводства эта справка не нужна);

• наименование продукции;

• цену единицы продукции;

• объем проданной продукции;

• общую сумму дохода;

• суммы удержанного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и военного сбора (ВС) при необходимости;

• сумму выплаченных средств;

• подпись продавца о получении средств;

• подпись лица, которое выплатило средства.

То, какие документы должно предоставить физическое лицо, закупавшее сельхозпродукцию, чтобы отчитаться за использованные средства, мы выяснили. Теперь перейдем к правилам налогообложения приобретенной сельхозпродукции.

Особенности налогообложения

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физического лица не включаются доходы, полученные от продажи собственной сельскохозяйственной продукции (п.п. 165.1.24 НКУ). То есть такие доходы не облагаются НДФЛ, соответственно они освобождаются и от уплаты ВС (п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд XX НКУ).

При этом следует учитывать, что в НКУ установлены разные требования для освобождения от налогообложения продукции растениеводства и животноводства. Детально об этих требованиях читайте ниже.

Однако, если требования п.п. 165.1.24 НКУ не соблюдаются, то доходы от продажи сельхозпродукции будут облагаться на общих основаниях (и НДФЛ, и ВС).

Внимание! Интересным является вопрос относительно размера ставки, по которой следует удерживать НДФЛ.

Налоговики настаивают, что здесь применяется ставка 18 % (письма ГФСУ от 13.01.16 г. № 421/6/99-99-19-01-03-15 и от 03.02.16 г. № 1132/Н/99-99-17-03-03-14).

На наш взгляд, здесь логичнее было бы применять ставку НДФЛ 5 %, установленную для доходов от продажи движимого имущества. Но для применения этой ставки контролеры требуют, чтобы стоимость движимого имущества была не ниже оценочной стоимости, определенной по закону (как предусмотрено в п. 173.1 НКУ). Конечно, проще согласиться на требование контролеров о ставке 18 %, нежели каждый раз проводить независимую оценку приобретенной продукции.

Что касается срока перечисления НДФЛ в бюджет, то, к сожалению, НКУ не предусматривает специальных правил уплаты НДФЛ и ВС в этой ситуации. А следовательно, придется руководствоваться общими нормами. Поскольку в этом случае выплата производится наличностью, считаем, следует ориентироваться на требования п.п. 168.1.4 НКУ. То есть перечислить суммы НДФЛ и ВС в бюджет нужно в течение трех банковских дней со дня, который наступает за днем выплаты.

В связи с этим, подотчетное лицо должно своевременно уведомить бухгалтерию о суммах НДФЛ и ВС, удержанных из доходов физических лиц от реализации сельхозпродукции.

А теперь перейдем к правилам, которых следует придерживаться, чтобы не удерживать НДФЛ и ВС с доходов, выплаченных физилицу при закупке сельхозпродукции.

Кроме того, в любом случае (независимо от того, облагается налогом доход или нет) вам придется отразить размер выплаченного дохода в форме № 1ДФ.

Продукция растениеводства

Как мы уже упоминали, не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода физического лица доходы от продажи сельхозпродукции (п.п. 165.1.24 НКУ). Здесь имеется в виду доход от продажи продукции растениеводства выращенной, откормленной, выловленной, собранной, изготовленной, выработанной, обработанной и/или переделанной непосредственно физическим лицом на земельных участках, предоставленных ему в размерах, установленных ст. 121 ЗКУ.

Требования к землям, на которых физическое лицо должно выращивать освобожденную от НДФЛ и ВС продукцию, приведем в табл. 1.

Таблица 1. Категории земельных участков, на которых должна быть выращена освобожденная от НДФЛ и ВС сельхозпродукция

Назначение земельного участка

Предельный размер земельного участка

Примечание

Ведение личного крестьянского хозяйства

Не более 2 га

Площадь этих категорий земель в совокупности не должна превышать 2 га.

Внимание! К расчету 2 га не берутся земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности), которые не используются (сдаются в аренду, обслуживаются)

Земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности)

Садоводство

Не более 0,12 га

Если владелец сельхозпродукции имеет несколько земельных участков, но не использует их (сдает в аренду или обслуживает), то это не является препятствием для освобождения.

Помните: площади земельных участков (если физическое лицо имеет несколько видов участков) не суммируются. Например, гражданин имеет 0,1 га земельного участка, выделенного для индивидуального дачного строительства, и 2 га земельного участка, выделенного для личного крестьянского хозяйства. Несмотря на то, что суммарная их площадь превышает 2 га, такой гражданин имеет право на освобождение от НДФЛ

Строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки)

В селах — не более 0,25 га;

в поселках — не более 0,15 га;

в городах — не более 0,10 га

Индивидуальное дачное строительство

Не более 0,10 га

Если физлицо использует для выращивания сельскохозяйственной продукции растениеводства земельные участки, площадь которых превышает вышеприведенные пределы, то доход от продажи продукции, выращенной на такой земле, облагается НДФЛ и ВС на общих основаниях (абзац четвертый п.п. 165.1.24 НКУ).

Обратите внимание! Здесь идет речь о потере льгот, если физлицо имеет во владении больше 2 га земель личного крестьянского хозяйства и/или земельных долей (паи), выделенных в натуре (на местности). О других категориях земель не упоминается. В то же время, на наш взгляд, физическое лицо не получит освобождения от НДФЛ и ВС, если площадь его земельных участков, выделенных на другие цели (например, для садоводства), превысит верхний предел, указанный в таблице.

Чтобы подтвердить право на освобождение, физическое лицо должно предоставить субъекту хозяйствования — покупателю документ, который подтверждает факт того, что оно вырастило продукцию именно на «льготной» площади.

Таким документом является Справка о наличии у физического лица земельных участков (форма № 3ДФ), утвержденная приказом Миндоходов от 17.01.14 г. № 32.

К сведению! Предоставлять покупателю, который является субъектом хозяйствования (выполняет функцию налогового агента), следует копию такой справки. Оригинал справки должен храниться у владельца сельхозпродукции (физического лица — продавца) в течение срока исковой давности с даты окончания срока действия такой справки.

Справки выдают сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных общин по месту налогового адреса (местожительства) физического лица в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующим советом письменного заявления о выдаче такой справки.

«Срок пригодности» справки по ф. № 3ДФ — 5 лет.

Внимание! Если продавец имеет справку по ф. № 3ДФ, утвержденную еще приказом ГНАУ от 21.12.10 г. № 975 (утратил силу с 21.02.14 г.), при этом информация, указанная в ней, не изменялась и срок ее действия не закончился, то получать новую справку по ф. № 3ДФ не нужно. Это подчеркивают налоговики в категории 103.04 ЗIР ГФСУ.

Обращаем внимание также на то, что справка выдается владельцу сельхозпродукции отдельно на каждый земельный участок, который был использован для выращивания (выработки) сельскохозяйственной продукции, и не выдается на земельные участки, которые сданы в аренду другим субъектам хозяйствования (не используется непосредственно налогоплательщиком). На этом акцентируют внимание и контролеры в категории 103.04 ЗIР ГФСУ.

Если физическое лицо предоставило покупателю справку по форме № 3ДФ, то при выплате ему дохода покупатель не должен удержать из этой суммы ни НДФЛ, ни ВС. В то же время отразить выплату дохода в форме 1ДФ он обязан с признаком «148» (доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, кроме продукции животноводства). При этом в гр. 4 и 4а проставляются нули.

Если же продавец не предоставил справку по ф. № 3ДФ, то сумма выплаченного физическому лицу дохода включается в состав его общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода. При этом на руки физическому лицу выдается сумма за вычетом НДФЛ и ВС.

К сведению! При закупке сельхозпродукции обращайте внимание не только на площадь земли, которая указана в справке, но и на продукцию, которую вы приобретете. Продукция должна быть именно сельскохозяйственной, которая выращивается на территории Украины. В связи с этим при закупке продукции, которая в принципе не может быть самостоятельно выращена физическим лицом (например, тропические фрукты — бананы, апельсины, киви и тому подобное), или сезон на определенные виды овощи и фруктов не наступил, нужно понимать, что НДФЛ и ВС здесь будут и Справка по ф. № 3ДФ не спасает от налогообложения.

Продукция животноводства

Если речь идет о закупке продукции животноводства, то здесь действуют несколько иные правила налогообложения, нежели при закупке продукции растениеводства.

Как указано в п.п. 165.1.24 НКУ, при продаже собственной продукции животноводства полученные от такой продажи доходы не являются налогооблагаемым доходом, если их сумма совокупно за год не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года (в 2018 году — 186150,00 грн.).

Причем льгота распространяется на продажу:

• живых животных и продуктов животного происхождения (группы 01 — 05 УКТ ВЭД);

• жиров и масла животного или растительного происхождения; продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (группа 15 УКТ ВЭД);

• готовых пищевых продуктов из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или других водных беспозвоночных (группа 16 УКТ ВЭД);

• шкур необработанных (кроме натурального и искусственного меха) и кожи выдубленной (группа 41 УКТ ВЭД).

В случае когда сумма полученного дохода превышает установленный размер, физическое лицо обязано подать контролирующему органу справку о самостоятельном выращивании, разведении, откорме продукции животноводства. Такие справки выдают в произвольной форме сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных громад по месту налогового адреса (местожительства) владельца продукции животноводства.

Если есть такая справка, то налогообложению подлежит сумма, которая превышает предельный доход (186150,00 грн.).

Из этого следует, что при приобретении продукции животноводства покупатель — субъект хозяйствования является налоговым агентом только относительно декларирования выплаченного дохода физическому лицу. То есть он обязан только показать в форме № 1 ДФ доход, выплаченный продавцу — владельцу продукции животноводства, с признаком «179».

В этом случае физическое лицо — продавец будет платить налоги с полученных доходов самостоятельно. То есть ему нужно будет подать в контролирующий орган декларацию о полученных доходах и самостоятельно уплатить НДФЛ и ВС.

Пример

Подотчетному лицу на закупку клубники и огурцов выданы из кассы наличные средства в сумме 4000,00 грн. Фактически потрачено 3500,00 (2500 грн. — на огурцы и 1000 грн. — на клубнику). Остаток подотчетных средств возвращен в кассу предприятия. При этом продавец клубники предоставил справку по ф. № 3ДФ (доход не облагался НДФЛ и ВС), а продавец огурцов — нет (из дохода удержаны НДФЛ и ВС).

Имейте в виду: выплаченная продавцу огурцов сумма (2500,00 грн.) — это «чистый» доход продавца сельхозпродукции. Но в закупочном акте следует указать не только выплаченную на руки (Свыпл), но и «грязную», то есть начисленную сумму дохода (Снач).

Чтобы ее определить, рекомендуем использовать такую формулу:

Снач = Свыпл х 100 % : (100 % — СтНДФЛ — СтВС),

где СтНДФЛ — ставка НДФЛ (безопаснее использовать общую ставку 18 %);

СтВС — ставка ВС (1,5 %).

Следовательно, сумма дохода, начисленная продавцу огурцов, составит:

Снач = 2500,00 х 100 % : (100 % — 18 % — 1,5 %) = 3105,59 (грн.).

Порядок отражения этих операций в бухучете приведем в табл. 2.

Таблица 2. Приобретение сельхозпродукции у физических лиц

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Выданы денежные средства под отчет из кассы предприятия на закупку сельхозпродукции

4000,00

2. Оприходована закупленная сельхозпродукция:

• огурцы

201 (281)

3105,59

• клубника

201 (281)

1000,00

3. Удержан НДФЛ из дохода продавца огурцов (3105,59 грн. х 18 % = 559,01 грн.)

641/НДФЛ

559,01

4. Удержан ВС из дохода продавца огурцов (3105,59 грн. х 1,5 % = 46,58 грн.)

642/ВС

46,58

5. Отражен зачет задолженностей

3500,00

6. Возвращена работником неиспользованная сумма денежных средств в кассу предприятия

500,00

7. Перечислен в бюджет НДФЛ

641/НДФЛ

559,01

8. Перечислен в бюджет ВС

642/ВЗ

46,58

Выводы

  • Средства физическому лицу на закупку сельхозпродукции выдаются на срок не больше 10 рабочих дней.
  • Факт закупки сельхозпродукции у населения следует подтвердить закупочным актом или закупочной ведомостью.
  • Без НДФЛ можно закупать сельхозпродукцию только при наличии у продавца справки по ф. № 3ДФ. Главное, чтобы площадь земельных участков, указанная в ней, не выходила за разрешенные пределы.
  • При закупке сельхозпродукции животного происхождения НДФЛ и ВС не нужно удерживать.

Документы и сокращения статьи

Закон о безопасности пищевых продуктов — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Правила торговли — Правила торговли на рынках, утвержденные общим приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины, МВД Украины, ГНАУ, Госкомстандартизации от 26.02.02 г. № 57/188/84/105.

Положение № 148 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148.

Методрекомендации № 157 — Методические рекомендации относительно внедрения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Минэкономики от 17.06.03 г. № 157.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *