Запрос предложений определение

Запрос предложений в электронной форме — это один из конкурентных способов проведения закупок. Заказчики рассылают приглашения потенциальным поставщикам и оценивают их заявки.

Скачать типовую документацию о проведении запроса предложений

Скачать образец документации о проведении запроса предложений

Скачать образец технического задания

Скачать образец проекта контракта

Скачать образец расчета НМЦ

Скачать типовое извещение о запросе предложений

Скачать типовую форму заявки на проведение запроса предложений

Скачать типовую выписку из протокола о проведении запроса предложений

Определяемся с процедурой

Запрос предложений проводится далеко не во всех случаях и не всегда по желанию заказчика. Это конкурентная закупка, доступная всем желающим участникам. Сведения о запросе предложений размещаются в ЕИС на общих основаниях (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83.1 44-ФЗ). Прежде чем осуществить заказ, организация обязана составить план-график и учесть в нем все планируемые закупки.

Все ситуации, при которых допускается проведение запроса предложений, определены в законе о федеральной контрактной системе (ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • приобретение спортоборудования, инвентаря и экипировки для подготовки и участия сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • поставка товаров, работ, услуг (ТРУ) по контракту, расторгнутому по инициативе заказчика (ч. 9 или 15 ст. 95);
  • закупка лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям или по решению врачебной комиссии;
  • приобретение услуг отечественных или иностранных специалистов по защите интересов России в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи;
  • заказы после признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися (ч. 4 ст. 55.1 и ч. 4 ст. 71);
  • приобретение изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • закупка жилой недвижимости для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перед началом процедуры необходимо подготовить основные регистры — закупочную документацию, проект контракта и извещение (ч. 1, 3, 6, 7 ст. 83.1 44-ФЗ). Если у заказчика есть потенциальные поставщики, то он направляет им приглашение принять участие в процедуре. Вот полная пошаговая инструкция для заказчика по запросу предложений в электронной форме по 44 ФЗ с подробным описанием каждого действия организации, приобретающей товары, работы и услуги.

Шаг 1. Готовим закупочную документацию

Документы заказа составляются по общим правилам. Все сведения, указанные в документации, совпадают с информацией из извещения (ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ).

Документация готовится так:

  1. Прописываем объект закупки и основные условия контракта, руководствуясь статьей 33. Для строительных тендеров в обязательном порядке вносим проектную документацию.
  2. Обосновываем начальную (максимальную) цену контракта. Прикладываем расчет. Для тех случаев, когда нельзя определить точное количество товара, рассчитываем начальную цену единицы товара.
  3. Устанавливаем требования к формату, содержанию и составу заявки. Прикладываем образец. При необходимости используем типовые формы документации, проекта контракта, извещения и заявок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Ссылаемся на типовые документы при формировании закупочной документации.
  4. Определяем, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме. По нормам 44-ФЗ отмена такой процедуры невозможна, равно как и внесение изменений в документацию и извещение после их публикации (ч. 5 ст. 83.1). Этот норматив надлежит прописать во всех документах заказа.
  5. Выявляем основные критерии оценок заявок на участие в электронном запросе (ст. 32, ПП РФ № 1085 от 28.11.2013). Расписываем величину значимости каждого критерия, правила рассмотрения и анализа запросов участников.

Шаг 2. Разрабатываем проект контракта

Проект контракта формируется исходя из всех требований и потребностей заказчика. Каждая организация использует собственные наработки или типовые формы контрактов. При разработке документа не забываем о нормативах ст. 34 44-ФЗ.

Шаг 3. Формируем извещение

В извещении указываем все, что ранее внесли в документацию. По сути, извещение — это документ, в котором аккумулируются все сведения о проводимой электронной закупке. Вот что необходимо включить в извещение (ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • наименование заказчика, информацию о должностном лице и основные контакты (п. 1 ст. 42);
  • название и электронный адрес торговой площадки;
  • предельный срок (дата и время окончания подачи), место и порядок подачи заявок (п. 6 ст. 42);
  • сроки рассмотрения и анализа заявок;
  • основные условия контракта и начальную цену (контракта или единицы товара), ориентировочную цену, формулу цены (ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 34);
  • ИКЗ;
  • установленные в отношении поставщика ограничения;
  • способ определения поставщика;
  • сведения о вносимом обеспечении заявки или контракта;
  • преимущества по ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • информацию о применении правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ;
  • основные требования и список обязательных документов;
  • сведения о банковском сопровождении и обеспечении гарантийных обязательств (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 8 ст. 42, ст. 35, ч. 1 ст. 96).

ВАЖНО!

При формировании извещения и закупочной документации помните, что после публикации менять их нельзя. Не указывайте, в течение какого срока заказчик может внести изменения в извещение о проведении запроса предложений в электронной форме. Это запрещено правилами.

Если проводите заказ в рамках гособоронзаказа, отметьте это отдельным блоком в извещении (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 11 ст. 42 44-ФЗ). Рекомендуется отдельно указать сведения о сумме авансирования, если это предусмотрено условиями контракта.

Извещение, закупочная документация и проект контракта размещаются в ЕИС с использованием функционала информационной системы.

Шаг 4. Направляем приглашения об участии в электронном запросе предложений

Если заказчик знает поставщиков, которые отлично исполняют предмет заказа, он вправе инициировать их участие в электронной процедуре (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Получают приглашение те поставщики, которые в течение полутора лет до проведения закупки добросовестно исполняли аналогичные заказы. Разработайте образец приглашения и направьте его потенциальным исполнителям. При отправке приглашений учитывайте сроки проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ — извещение размещается не позднее пяти рабочих дней до запланированного окончания приема заявок (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Не стоит нарушать отведенные сроки, иначе заказчика оштрафует ФАС (решение Татарстанского УФАС России от 31.07.2019 № 016/07/8-1140/2019).

Для тех электронных процедур, которые осуществляются из-за расторжения контракта, действует такое правило: заказчик направляет приглашения тем лицам, которые участвовали в закупке и чьи заявки не были отклонены, за 5 дней до окончания приема запросов от участников.

Шаг 5. Рассматриваем и оцениваем заявки

Как только заканчивается срок подачи заявок, оператор электронной площадки направляет предложения участников, но не позднее следующего рабочего дня (ч. 15 ст. 83.1 44-ФЗ). Рассмотрением и оценкой заявок занимается закупочная комиссия. Члены комиссии вправе отстранить участника, если он не соответствует требованиям документов заказа, предоставил ложную или недостоверную информацию или нарушил установленные правила национального режима (ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ).

А вот за что отстранять участников нельзя:

  • если в заявке нет документов, подтверждающих преимущество для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов (п. 4 ч. 9 ст. 83.1, ст. 28, 29 44-ФЗ);
  • если отсутствует документация, предусмотренная п. 5 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ (кроме тех заказов, для которых действуют правила национального режима).

Закупочная комиссия оценивает все поступившие заявки и принимает решение об их допуске или отстранении. Отстраненные запросы в дальнейшем не оцениваются.

Шаг 6. Готовим протоколы

После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протоколирующий документ. Все протоколы в запросе предложений готовятся по общим правилам и публикуются в ЕИС. В первую очередь составляется протокол проведения электронной процедуры. Вот что в нем указывают (ч. 18, 19 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • информацию обо всех поданных запросах (формируется специальная таблица);
  • причины отклонения;
  • сведения о лучшей заявке.

Если на участие в процедуре подали всего одну заявку, то в протоколе перечисляются предложенные условия исполнения контракта.

У электронного запроса предложений есть одна документальная особенность: ответственный специалист готовит выписку из протокола. Выписку в обязательном порядке публикуют в ЕИС не позже дня окончания анализа заявок (ч. 20 ст. 83.1 44-ФЗ). Протокол проведения процедуры размещают не сразу, а вместе с итоговым протоколом (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В выписке перечисляют всех отстраненных участников и причины их отстранения. Указываем и условия исполнения контракта лучшей заявки или единственного предложения.

Электронную процедуру признают несостоявшейся, если:

  • подали одну заявку, и комиссия признала ее соответствующей требованиям заказчика;
  • подали несколько заявок, но только одна из них признана соответствующей.

В таком случае организация вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). По законодательным нормам, участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения торговых процедур.

У заказчика есть и другой вариант: внести изменения в план-график и провести новый заказ. Если на электронный запрос предложений не подали ни одной заявки, все поданные заявки отклонены по причине несоответствия или второй участник уклонился от заключения контракта после уклонения победителя, заказчик обращается в ФАС и согласовывает заключение контракта с единственным поставщиком (ч. 27 ст. 83.1, п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Окончательные предложения рассматривают не позднее следующего рабочего дня после окончания срока их предоставления (ч. 23 ст. 83.1 44-ФЗ). Не допускается ухудшение первоначальных условий, комиссия отклонит такой запрос и учтет первоначальную заявку (ч. 21 ст. 83.1 44-ФЗ). Аналогично поступят, если участник не направит окончательное предложение в положенный срок.

Выигрывает тот участник, в чьем окончательном предложении представлены наиболее привлекательные условия при полном соответствии критериям заказчика (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). Если таких предложений несколько, то побеждает тот участник, который раньше направил запрос.

Победителя указывают в итоговом протоколе. Члены комиссии отражают все условия участников из их окончательных предложений и результаты рассмотрения всех поданных заявок. Итоговый протокол публикуется сразу же после его подписания одновременно с протоколирующим регистром о проведении процедуры.

Шаг 7. Выявляем победителя и заключаем с ним контракт

Победитель запроса предложений в электронной форме — это участник, отвечающий всем критериям заказчика и предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Общий порядок проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ предусматривает последующее заключение контракта с победителем. Контракт формируется на основании проекта с указанием информации о победителе, предложенной им цене контракта, предмете закупки, условиях поставки и других важных параметров. Госконтракт заключается на торговой площадке не менее чем через семь дней после публикации итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2, ч. 1 ст. 24.1 44-ФЗ).

Контракт заключается после того, как его подписывает заказчик и публикует в ЕИС. После этого победителю возвращается обеспечение заявки. Возврат средств осуществляется банком в течение одного рабочего дня после уведомления оператора электронной площадки о заключении сторонами контракта.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

  1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

  2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

  3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

  4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

  5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

  6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

  1. на одну из сторон наложены судебные санкции;

  2. в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

  3. законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Заказать

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения — на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

  1. основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

  2. требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

  3. точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

  4. порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

  5. необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

  6. преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

  7. обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

  8. возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

  9. порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

  10. проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

Чтобы стать партнёром Фонда «Самрук-Казына», необходимо принять участие в закупках госхолдинга на электронном портале. Закупки фонда осуществляются двумя способами.

Первый – запрос ценовых предложений. Он применяется в случае, когда сумма, предусмотренная для закупки товаров, работ или услуг, не превышает четырёхтысячекратного размера месячного расчётного показателя.

За пять дней до окончания срока предоставления ценовых предложений на веб-портале закупок размещается информация о планируемом проведении тендера. Потенциальные поставщики подают свои ценовые предложения с указанием цены и приложением необходимых для участия в тендере документов. Победителем признаётся поставщик, подавший своё ценовое предложение в соответствии с требованиями заказчика, правилами закупок и предложивший наименьшую цену.

Запрос ценовых предложений может проводиться с применением торгов на понижение. Процедура отличается от простого запроса ценовых предложений только тем, что после вскрытия ценовых предложений осуществляется допуск к торгам на понижение. Здесь принимают участие поставщики, ценовое предложение которых содержит все необходимые сведения и документы. В режиме online участниками предлагаются свои цены путём понижения текущей цены в пределах шага на понижение. Победителем в данном случае признаётся потенциальный поставщик, предложивший наименьшую цену.

Второй способ – проведение открытого тендера. Это более усложнённая процедура. Здесь необходимо подготовить и отправить определённый пакет документов. Открытый тендер, как и в случае запроса ценовых предложений, может проводиться с применением торгов на понижение. Пакет документов для участия в открытом тендере определён в тендерной документации, технической спецификации организатора, а также в правилах и инструкциях АО «Самрук-Казына».
Потенциальные поставщики вместе с необходимыми документами подают свои ценовые предложения. Победителем признаётся участник, отвечающий всем требованиям заказчика и предложивший наименьшую цену.

Проведение открытого тендера с применением торгов на понижение отличается тем, что процедура делится на два этапа. На первом этапе происходит допуск к торгам на понижение на основании представленных потенциальными поставщиками документов. На втором этапе проводятся торги в режиме online путем понижения в виде аукциона. Победитель определяется на втором этапе. Им признаётся потенциальный поставщик, предложивший наименьшую цену в торгах на понижение.

Для определения поставщика в конкурсных процедурах заказчик должен предельно четко и в полном объеме обозначить в объявлении о закупке и прилагаемой к ней документации набор свойств и параметров приобретаемых им товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, с другой стороны, сами по себе требования к поставщику могут быть чрезмерными или же вообще излишними, если заказчик неверно интерпретировал или, что бывает, вовсе игнорировал положения законов и регулирующих закупочную деятельность нормативных актов и правил. Рассмотрим подобные ситуации из практики и с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ дадим правильные ответы на вопросы, подскажем, насколько необходимы те или иные действия в сложившихся обстоятельствах.
После несостоявшегося аукциона в электронной форме заказчиком было принято решение об осуществлении закупки путем проведения запроса предложений. Запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка. Единственная заявка признана соответствующей требованиям, установленным заказчиком. Каким способом заказчик может осуществить закупку? Обязательно ли в таком случае заключать контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или можно провести новый аукцион?
Согласно ч. 18 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам, определенным извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Буквально из формулировки ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ следует, что осуществление закупки у единственного контрагента при изложенных в этой норме обстоятельствах является правом, а не обязанностью заказчика. Однако в правоприменительной практике (постановление УФАС по Липецкой области № 183-Т-15) и разъяснениях Минэкономразвития РФ (смотрите, в частности, письма от 08.07.2015 № Д28и-2042, от 28.01.2015 № Д28и-141, от 19.08.2015 № Д28и-2441) положения п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ толкуются как обязывающие заказчика заключить контракт в соответствии с этой нормой при признании запроса предложений несостоявшимся на основании ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Противоположной практики и разъяснений не обнаружено. Учитывая приведенные разъяснения, представляется разумным, что во избежание неблагоприятных последствий заказчику в приведенной ситуации следует направить в контрольный орган в сфере закупок документы, необходимые для согласования заключения контракта с единственным контрагентом. И лишь в случае получения отказа контрольного органа в таком согласовании заказчик вправе внести необходимые изменения в план-график и осуществить новую закупку на общих основаниях (письмо Минэкономразвития России от 05.02.2015 № Д28и-193 в отношении аналогичной ситуации с отказом в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшимся конкурса).
На основании ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ был проведен запрос предложений на закупку лекарственного препарата по решению врачебной комиссии. На участие подал заявку один участник, который отказался от окончательных предложений (зафиксировано на аудио). В ЕИС опубликованы выписка из протокола и протокол рассмотрения заявки. В протоколах указывается, что участник отказывается от окончательных предложений, и соответствующей галочкой данный момент отразили на ЕИС. Так как итогового заседания не было, на сайте третий протокол (подведения итогов) не публиковали. Необходимо ли опубликовать протокол подведения итогов, если при рассмотрении заявки все участники (либо единственный участник) отказались (отказался) от подачи окончательных предложений?
Установленный ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ порядок проведения запроса предложений прямо предусматривает необходимость составления в ходе проведения запроса предложений, во-первых, протокола проведения запроса предложений (ч. 10 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), а во-вторых, итогового протокола (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
В первом из указанных протоколов отражается, в частности, информация об отстранении участников запроса предложений, об оценке поданных заявок, об условиях исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условиях, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, об отказе участников запроса предложений направлять окончательные предложения (ч.ч. 10–14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
В итоговом протоколе фиксируются результаты рассмотрения окончательных предложений (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
Если все присутствующие при проведении запроса предложений его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений (ч. 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
Приведенные положения могут пониматься как исключающие необходимость составления документа, в котором бы отражались результаты рассмотрения окончательных заявок (итогового протокола) в тех случаях, когда окончательные предложения не подаются, поскольку аналогичная информация в такой ситуации уже зафиксирована в протоколе проведения запроса предложений. Разумеется, необходимость подобного дублирования не без оснований может восприниматься как избыточная.
Тем не менее предусмотренные ст. 83 Закона № 44-ФЗ правила не устанавливают каких-либо исключений для подобных случаев и предполагают, что результатом проведения запроса предложений во всех случаях является оформление и размещение в ЕИС итогового протокола.
Статьей 83 Закона № 44-ФЗ установлено совершенно определенное требование к моменту размещения в ЕИС протокола проведения запроса предложений: в силу ч. 16 этой статьи он размещается в ЕИС одновременно с итоговым протоколом. До этого момента размещению в ЕИС подлежит только выписка из протокола проведения запроса предложений, где не указывается участник, направивший лучшую или единственную заявку (ч. 13 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). При этом контракт с победителем запроса предложений во всех случаях (то есть независимо от того, подавались ли окончательные предложения) заключается не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС именно итогового протокола, предусмотренного ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола (ч. 17 той же статьи). Иными словами, при отсутствии итогового протокола невозможно определить срок, в течение которого должен быть заключен контракт с победителем запроса предложений. Неразмещение итогового протокола в такой ситуации является нарушением (например, решение УФАС службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18.09.2015 № 06/2944).
Поскольку протокол проведения запроса, как видно из ч.ч. 11, 12, 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, составляется и в случаях, когда запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками подана только одна заявка (ч. 8 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), момент его размещения в ЕИС также определяется моментом размещения в ЕИС итогового протокола. Иными словами, итоговый протокол должен размещаться в ЕИС и в тех случаях, когда до момента вскрытия конвертов с заявками подана только одна заявка. Таким образом, оформление и размещение в ЕИС итогового протокола обязательно и в тех случаях, когда участники (или участник, подавший единственную заявку) отказались направлять окончательные предложения.
Электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что не подано ни одной заявки. Заказчик внес изменения в план-график, план закупок и принял решение об осуществлении закупки путем проведения запроса предложений. В соответствии со ст. 83 (п. 1 ч. 4) Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки. До момента рассмотрения заявок на участие в запросе предложения подано 2 заявки на участие, тогда как только одним участником исполнено требование о внесении средств на счет заказчика в качестве обеспечения заявки. Рассматривается ли комиссией заказчика заявка, участник которой не перечислил обеспечение заявки? Сколько заявок считаются поданными из тех, которые будут указаны в протоколе запроса предложений? Направляется ли в этом случае в ФАС обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (при условии, что заявка, участник которой внес обеспечение заявки, соответствует требованиям)?
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, при проведении запроса предложений вследствие признания несостоявшимся электронного аукциона, на который не было подано ни одной заявки, в извещении о проведении такого запроса должны быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке (п. 7 ст. 42, ч. 16 ст. 66, ч. 4 ст. 71, п. 8 ч. 2 и п. 1 ч. 4 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ.
При этом, согласно ч. 10 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений.
Поскольку требование о внесении обеспечения заявки на участие в запросе предложений содержится в документации о проведении запроса, то невнесение указанного обеспечения расценивается как несоответствие заявки требованиям такой документации (например, решение Управления ФАС по Амурской области от 22.10.2014 по делу № 64-М/2014).
Следовательно, в рассматриваемом случае заявка участника, не внесшего денежные средства в качестве обеспечения поданной им заявки на участие в запросе предложений, не должна рассматриваться комиссией. По смыслу ч. 10 ст. 83 Закона № 44-ФЗ в протоколе должно быть указано количество всех поданных заявок, однако также в нем должно быть отражено количество отстраненных заявок и причины, по которым они не рассматривались комиссией.
В соответствии с ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ в случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам, определенным извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Принимая во внимание, что требование о внесении обеспечения заявки в ситуации, изложенной в вопросе, установлено положениями Закона № 44-ФЗ, то отстранение одной из двух поданных заявок от участия в запросе предложений в связи с невнесением такого обеспечения приводит к признанию запроса предложений несостоявшимся и, соответственно, к возможности осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Такая закупка должна быть согласована заказчиком в зависимости от того, для чьих нужд она осуществляется, соответственно, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

  • РусТендер
  • Статьи
  • Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ)
  • Запрос котировок цен

Запрос цен — популярный способ приобретения товаров, работ или услуг для обеспечения нужд организаций, в рамках установленной законодательством суммы.

Естественно, существует ряд определенных условий, при выполнении которых проводится именно такой вид тендера. Рассмотрим в каких случаях возможно проведение открытого запроса цен и кто может принять участие в этих торгах.

Требования к запросу цен

В роли заказчика может выступать государственная организация, которой требуется закупить товары, получить услуги или провести работы одноименного характера, стоимостью не более 500 000 руб. на расчетный период в один квартал.

Объем торгов, проводимых в данной форме, не должен превышать 10% от всех годовых закупок организации и быть больше 100 млн. руб. в год.

Принять участие в запросе цен может любая организация или ИП, если в тендерной документации не предусмотрены особые условия.

Так, в требовании к запросу цен может стоять условие, что участником может стать только субъект малого бизнеса.

Федеральное законодательство, а именно 44-ФЗ, обязывает все муниципальные организации включать в план закупок торги, которые предназначены специально для участников субъектов малого предпринимательства. Количество таких тендеров должно составлять 15% от общего объема годовых закупок муниципального предприятия в соответствии с постановлением Правительства РФ №642.

Сроки запроса ценовых котировок

Сроки запроса цен определены для каждого из этапов. Наиболее полное и четкое описание вы можете увидеть в таблице ниже:

Участие и поиск запроса цен участник может осуществить на сайте www.zakupki.gov.ru.

Фильтров для выбора достаточно большое количество, поэтому найти интересный торг довольно просто. Вы сможете выбрать фильтр по наименованию или номеру заказа, по форме торга, этапу размещения или по заказчику, а также некоторым другим параметрам.

Форма запроса цены

О сроках подачи заявки уже говорилось выше, он зависит от НМЦК торга, о проведении которого было опубликовано извещение.

Запрос цен проводится в электронной форме, как и все закупки с 1 января 2019 года.

Совет: т.к. изменения в поданную заявку вносить нельзя, то важно проверить всю информацию до момента ее передачи заказчику или оператору площадки.

Отозвать ее возможно в течение всего времени, отведенного на подачу предложений подрядчиков. Если вы не успели отозвать заявку в указанный период, то вам необходимо будет принять участие в тендере.

Подготовка заявки на запрос цен

в соответствии с требованиями, от 1 рабочего дня, с оплатой только за результат

Заказать

В извещении указано время, когда открывается доступ к заявкам на ЭТП. Примем новых, соответственно, прекращается.

Пошаговый запрос цен описан в другой нашей статье, ознакомиться со всеми этапами проведения вы можете на этой странице.

Победитель и протокол запроса котировок цен

Победителем открытого запроса цен признается подрядчик, предложивший самую выгодную (низкую) цену на выполнение контракта и заявка которого полностью соответствует требованиям заказчика.

Обеспечение участия в таком виде закупок вносить не требуется, а обеспечение исполнения контракта устанавливается на усмотрение заказчика. Если данный пункт будет необходим, то эта информация будет присутствовать в тендерной документации.

Протокол запроса котировок цен, а именно рассмотрения и оценки заявок, в день подписания публикуется в ЕИС. Затем в течении 2-х дней один из двух составленных и подписанных экземпляров отправляется победителю, а второй остается у заказчика.

Образец заявки запроса цен

Образец не имеет четкой регламентированной формы по 44-ФЗ, но при этом есть ряд параметров и пунктов, которые обязательно должны быть заполнены для принятия заявки к участию. Мы предлагаем вам образец заявки запроса котировок, который соответствует требованиям. Редактируемый бланк в формате .doc (Microsoft Word) вы можете скачать по .

Сам образец котировки цен представлен ниже:

Если у вас возникли вопросы и трудности с участием в любой форме запроса цен, обратитесь к нашим специалистам. Они бесплатно проконсультируют и помогут с возникшими вопросами. Оставив заявку на обратную связь, вы получите консультацию конкретно по вашей ситуации и сможете принять правильное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *