Заявление на включение в кадровый резерв

Конкурс

Форма заявленияна участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края (включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края)
Образец заполнения заявленияна участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края (включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края)
Форма анкетыдля участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края (включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края)
Образец заполнения анкеты
для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края (включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приморского края)

Аттестация

Форма отзыва на аттестациюФорма отчета (сведения о выполненных поручениях) для аттестации ГГСФорма отчета (сведения о выполненных поручениях) для аттестации ГГС аппарата мировых судей

ТРИБУНА

молодого ученого

А.Я. БАЛКАРОВ,

адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России)

A.Ya. BALKAROV,

УДК 355.237.084.91

Работа с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России (по материалам ГУ МВД России по Нижегородской области)

В статье рассматриваются этапы работы с кадровыми резервами в территориальном органе МВД России на основе эмпирических данных (за 2014-2015 гг.) Главного управления МВД России по Нижегородской области. Дается оценка эффективности применяемых форм и методов работы с кадровыми резервами.

Кадровый резерв, замещение должностей, подготовка кадрового резерва, продвижение по службе.

Back-up cadre pool, filling posts, fostering back-up cadre personnel, promotion.

Как известно, эффективность результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в значительной степени зависит от состояния кадрового обеспечения.

Одним из элементов работы с кадрами в органах внутренних дел является формирование и использование кадрового резерва. Порядок формирования кадровых резервов Министерства

* Ранее — начальник Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по Карачаево-Черкесской Республике.

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

^

ш S а н

внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), его территориальных органов и подразделений утвержден приказом МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 (далее — Порядок формирования кадровых резервов). Он устанавливает, что кадровые резервы формируются для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава . Распоряжением МВД России от 15 мая 2012 г. № 1/3861 «Об утверждении методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне» (с внесенными в него распоряжением МВД России от 8 октября 2013 г. № 1/9385 изменениями) установлены индикаторы оценки деятельности подразделений по работе с личным составом, в том числе оценке подвергается работа с кадровыми резервами.

Так, индикатор «замещение руководящих должностей из резерва руководящих кадров» оценивается удовлетворительно, если не менее 2/3 (или 66 %) от числа вновь назначенных руководителей назначено из кадрового резерва .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом плане интересен опыт ГУ МВД России по Нижегородской области (далее — Главное управление), где в 2014 г. на руководящие должности различных уровней было назначено 247 сотрудников, в том числе из кадрового резерва — 243, что составило 98,4 % от общего числа назначенных на руководящие должности (по итогам за 2014 г. этот показатель был одним из лучших среди территориальных органов МВД России на региональном уровне), в 2015 г. — 85,9 %. Грамотная работа с кадровым резервом позволила добиться успеха в реализации задач, стоящих перед органами внутренних дел. В некоторой степени это подтверждается положительной динамикой по раскрытию преступлений в 2015 г. (+2,4 %) и в 1-м квартале 2016 г. (+8,7 %) , снижением количества допущенных нарушений служебной дисциплины в 2015 г. на 12,7 % , а также достаточно высоким уровнем удовлетворенности граждан (68 %) работой данного территориального органа . Кроме того, не вызывает сомнений, что результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел напрямую зависят от эффективности организации управления, т. е. от качества руководящего состава, от правильной, научно обоснованной организации работы по отбору, расстановке и обучению кадров.

На наш взгляд, высоких результатов работы с кадровым резервом одними лишь усилиями

подразделений по работе с личным составом добиться затруднительно. Здесь следует отметить принципиальную позицию руководства Главного управления при замещении руководящих должностей, когда к рассмотрению принимаются только кандидатуры сотрудников, состоящих в соответствующих кадровых резервах. Срок назначения сотрудников на вакантные руководящие должности, как правило, не превышает одного месяца.

Норма исключительного действия, предусмотренная ч. 3 ст. 78 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о службе) применяется только при реальном отсутствии возможности замещения вакантной должности сотрудником, состоящим в кадровом резерве. В таких исключительных случаях вакантная должность замещается в установленном законом порядке путем назначения на должность.

На наш взгляд, такая позиция руководства Главного управления повысила стремление сотрудников быть зачисленными в кадровые резервы. Так, если в 2014 г. в кадровых резервах различных уровней состояло 682 сотрудника, то в 2015 г. их количество возросло более чем в два раза и составило 1 485 сотрудников . Вместе с тем такая позиция дискуссионна. Некоторые исследователи скептически относятся к зачислению в резерв большого количества сотрудников. Так, О.А. Галанин считает, что «сотрудников зачисленных в резерв не должно быть много, так как в такой ситуации снижается качество подготовки резервистов, но при этом их должно быть достаточно для комплектования руководящих должностей сотрудниками из состава резерва» .

При отборе кандидатов для включения в списки кадровых резервов учитываются опыт работы, уровень образования, возраст, готовность к перемещению в интересах службы в другую местность, результаты служебной деятельности, личные и деловые качества, рекомендации подразделения собственной безопасности, состояние здоровья, знание нормативных правовых актов по предполагаемому направлению деятельности, рекомендации аттестационной комиссии, заключения и рекомендации психологов. Претенденты на включение в кадровые резервы проверяются на наличие дисциплинарных взысканий.

Списки отобранных кандидатов, планируемых к включению в кадровые резервы, рассматриваются на аттестационных комиссиях. Хотя данное действие не предусмотрено Поряд-

ком формирования кадровых резервов, на наш взгляд, это способствует повышению качественной составляющей резерва. При рассмотрении материалов отобранных кандидатов решается вопрос о целесообразности включения того или иного сотрудника в резерв, что делает его реальным и действенным. Это подтверждают результаты проведенного социологического опроса, в ходе которого 67,2 % респондентов посчитали целесообразным рассмотрение списков отобранных сотрудников, планируемых к включению в кадровые резервы аттестационной комиссией с целью сведения до минимума элементов случайности и субъективизма. Сформированные списки сотрудников утверждаются приказами руководителей, имеющих право назначения сотрудников на планируемые должности. Сотрудники, включенные в кадровые резервы, уведомляются об этом кадровыми подразделениями под роспись .

Списки сотрудников, включенных в кадровые резервы, предоставляются в отдел профессиональной подготовки УРЛС, а также в территориальные органы, дислоцированные на территории Нижегородской области для организации их подготовки.

Ежегодно в январе отделом профессиональной подготовки УРЛС разрабатывается план основных мероприятий по подготовке сотрудников, включенных в кадровые резервы на текущий год (далее — план основных мероприятий). Сформированные кадровые резервы разделяют по направлениям оперативно-служебной деятельности. По каждой такой группе разрабатываются примерные (индивидуальные) программы обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы. Далее для каждого сотрудника в месячный срок со дня его включения в кадровый резерв составляется индивидуальная программа обучения, которая утверждается непосредственным руководителем и в пятидневный срок со дня ее утверждения доводится до сотрудника под роспись.

Как правило, индивидуальные программы обучения состоят из теоретической и практической подготовки. В рамках теоретической подготовки изучаются нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в целом и по направлениям оперативно-служебной деятельности. В рамках практической подготовки предусмотрено проведение занятий по огневой и физической подготовке, а также временное возложение обязанностей по предполагаемой должности.

Кроме того, отделом профессиональной подготовки ежегодно разрабатывается программа модульного обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы. Применение модульного обучения позволяет успешно решать сле-

дующие задачи: исполнение индивидуальной программы обучения в полном объеме; установление действенного контроля за обучением сотрудников; создание возможности оперативной корректировки индивидуальных программ обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы; повышение качества обучения сотрудников, включенных в кадровые резервы.

В соответствии с планом основных мероприятий ежегодно разрабатывается график проведения учебно-методических сборов с сотрудниками, включенными в кадровые резервы. Сборы производятся по группам, ранее разделенным по направлениям оперативно-служебной деятельности. Так, и в 2014 г., и в 2015 г. таких сборов проведено 17 . Целью учебно-методического сбора является выработка у сотрудников необходимых профессиональных знаний, умений и навыков по направлениям оперативно-служебной деятельности, обсуждение актуальных вопросов деятельности органов внутренних дел, определение уровня правовой, огневой и физической подготовки сотрудников, включенных в кадровые резервы.

Ежегодно приказом Главного управления утверждается порядок организации профессиональной служебной и физической подготовки с личным составом на текущий учебный год. Особое внимание уделяется учебной группе заместителей начальников управлений (служб) Главного управления, включенных в кадровые резервы. Занятия с ними проводятся 1 раз в месяц и длятся по 5 часов. Организационно-методическое обеспечение возложено на отдел профессиональной подготовки УРЛС.

В соответствии с приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» , дополнительное профессиональное образование сотрудников, включенных в кадровый резерв органов, организаций, подразделений МВД России проходит на базе образовательных организаций высшего образования (институтов, академий) или дополнительного профессионального образования системы МВД России по программе профессиональной переподготовки. Так, за 2014—2015 гг., согласно разнарядкам МВД России, 16 сотрудников Главного управления, включенных в кадровые резервы, прошли обучение в образовательных организациях МВД России по программе профессиональной переподготовки .

Подводя итоги, можно констатировать, что в ГУ МВД России по Нижегородской области работа с кадровыми резервами организована на достаточно высоком уровне. Для выполнения требований нормативных правовых

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

^

ш S а н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

актов, регламентирующих работу с кадровыми резервами, руководством принимаются слаженные и хорошо спланированные управленческие решения в виде приказов, распоряжений, указаний, планов и т. д. Применяемые формы и методы работы позволили сделать кадровый резерв не только реальным источником для замещения вакантных руководящих должностей, но и эффективным механизмом для реализации

права сотрудника на продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования. Накопленный Главным управлением положительный опыт работы с кадровыми резервами можно использовать для дальнейшего совершенствования указанной работы в других территориальных органах МВД России.

Список литературы:

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

ш S а н

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // СПС КонсультантПлюс.

3. Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений: приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 // Рос. газ. 2012. 10 дек. № 284.

4. Об утверждении методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа

МВД России на региональном уровне: распоряжение МВД России от 15 мая 2012 г. № 1/3861 (ред. от 08.10.2013) // СПС СТРАС Юрист.

5. Таланин О.А. Организация работы с резервом для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в свете требований административной реформы: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2010.

8. Справка по изучению опыта работы с кадровыми резервами ГУ МВД России по Нижегородской области от 19 февраля 2016 г.



■ ^.¿за-

граждение, ссуды, услуги, оплату развлечении, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются, соответственно, федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. В органах внутренних дел этот запрет соблюдается с учетом положений Приказа МВД России от 5 апреля 2014 г. № 315 «Об организации в Министерстве внутренних дел Российской Федерации работы по реализации постановления Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 10».

Особенности статуса государственных служащих по сравнению с другими служащими и различными категориями работников, чья деятельность всецело регулируется нормами трудового законодательства, заключается в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностей и служебную дисцип-

лину. Юридическая ответственность, к которой могут привлекаться государственные служащие в зависимости от совершенных проступков или наказуемых деяний, также является неотъемлемым элементом их правового статуса3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение им установленных запретов, либо злоупотребление властными полномочиями может повлечь наступление ответственности. Государственные гражданские служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Таким образом, рассмотрены основные характеристики и, вместе с этим, особенности правого обеспечения статуса государственного гражданского служащего в органах внутренних дел.

3 Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1. С. 13—24.

УДК 342.951 ББК 67.401.031

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

АННА ВЛАДИМИРОВНА ОЛЬШЕВСКАЯ,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, муниципальное право.

E-mail: anna-olshevskya@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук Кузнецов А.Е.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы теоретического и практического формирования, подготовки и использования кадровых резервов для органов внутренних дел России. Дан сравнительно-правовой анализ федерального кадрового резерва для замещения должностей высшего начальствующего состава МВД России, а также кадровых резервов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в рамках национального законодательства.

Ключевые слова: кадровый резерв, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, работа с кадрами, Концепция кадровой политики, Администрация Президента РФ.

-дЛ^^ИЙ-

Президентом страны несколько лет назад была поставлена задача в кратчайшие сроки создать высокопрофессиональную систему органов внутренних дел, отвечающую требованиям и ожиданиям граждан, способную противостоять новым угрозам безопасности общества и государства. Другими словами — сформировать новый правоохранительный институт, надежно защищающий жизнь, здоровье, права и свободы наших граждан, каждый представитель которого всегда готов незамедлительно прийти на помощь нуждающимся в ней людям.

Вызовы и угрозы XXI в. поставили перед органами внутренних дел России новые, сложные и ответственные задачи. Чтобы успешно их решать, нужно постоянно совершенствовать методы работы с кадрами. В любом деле первичен человек и от того, насколько эффективно и профессионально работает каждый конкретный сотрудник, зависит конечный результат функционирования всей системы в целом.

Реформирование системы МВД России осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»1. Важнейшей, если не главной, составной частью реформирования системы МВД Рос-сии2 явилось укрепление ее кадрового потенциала.

Кадровая политика МВД России является неотъемлемой составной частью государственной кадровой политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел через работу с личным составом или работу с кадрами органов внутренних дел.

В МВД России на период до 2020 г. разработан проект Концепции кадровой политики МВД России, главной целью которой явилось определение долгосрочной стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом в МВД России, определение основных путей, методов ее модернизации и совершенствования.

Одна из приоритетных задач в области работы с кадрами на вышеобозначенный период — обеспечение комплектования, обучения и эффективного использования многоуровневого кадрового резерва МВД России, обеспечивающего предельно высокую степень подготовки кандидатов к назначению на вышестоящие должности, широкое применение практики назначения сотрудников на вышестоящие должности преимущественно из кадрового резерва3.

Согласно ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»4 для замещения должностей в органах внутренних дел, выполнения специальных задач, а также задач в особых условиях федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел создается несколько видов кадровых резервов. Для замещения должностей высшего начальствующего состава — это федеральный кадровый резерв, порядок формирования которого устанавливается Президентом РФ5.

Также для замещения должностей руководителей из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава действуют кадровые резервы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов и подразделений. Порядок формирования данного вида кадровых резервов определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел6.

Рассмотрим некоторые законодательно обозначенные аспекты их формирования и использования.

Первый вид кадровых резервов (так называемые внутренние) формируются для замещения должностей руководителей из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД

1 Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (ред. от 1 марта 2011 г.) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6536.

3 Сакулина Л.Л., Ольшевская А.В. Профессиональная подготовка кадров для органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

5 Указ Президента РФ от 13 декабря 2012 г. № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ» (вместе с «Положением о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ») // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7170.

6 Приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 «Об утвер-

ждении Порядка формирования кадровых резервов Мини-

стерства внутренних дел Российской Федерации, его террито-

риальных органов и подразделений» // Российская газета. 2012,

10 дек.

России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, выполнения специальных задач, задач в особых условиях.

Ответственность за формирование кадровых резервов и организацию работы с ними возлагается на руководителей органов, организаций, подразделений МВД России и кадровые подразделения, включая подразделения профессиональной подготовки, и сотрудников, на которых возложены обязанности по подготовке кадров7.

Данный кадровый резерв создается в органе, организации, подразделении МВД России в соответствии с номенклатурой должностей, при этом в обязательном порядке учитывается потребность в замещении соответствующих должностей.

Количество сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации, включенных в кадровый резерв, не ограничивается; таким образом, сотруднику предоставляется возможность состоять в кадровых резервах для замещения нескольких должностей.

Отбор сотрудников, планируемых к включению в кадровые резервы с их письменного согласия, производится руководителями, имеющими право назначения сотрудников на соответствующие должности, совместно с кадровыми подразделениями на основе изучения и оценки их оперативно-служебной деятельности, личных и деловых качеств.

При отборе сотрудников, планируемых к включению в кадровый резерв, учитываются опыт его работы по предполагаемому направлению деятельности, соответствие уровня образования квалификационным требованиям по предполагаемой должности, наличие дополнительного профессионального образования, знание нормативных правовых актов. В учет берется возраст сотрудника (с учетом законодательно обозначенного предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел), готовность к перемещению в интересах службы в другую местность, а также его личные и деловые качества.

Важными обязательными условиями являются отсутствие медицинских противопоказаний для прохождения службы и наличие рекомендации аттестационной комиссии о соответствии сотрудника замещаемой должности и целесообразности включения его в кадровый резерв, заключения и рекомендации психологов.

При этом в кадровый резерв не может быть включен сотрудник, имеющий неснятое дисциплинарное взыскание.

Кадровые подразделения органов, организаций, подразделений МВД России составляют списки кадровых резервов, которые утверждаются руководителями.

Списки сотрудников, включенных в кадровый резерв для замещения должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются МВД России и его заместителями, составляются Департаментом государственной службы и кадров МВД России8 по предложениям руководителей подразделений МВД России.

Организация подготовки кадрового резерва осуществляется на основании индивидуальных программ обучения, которые предусматривают сроки прохождения теоретической и практической подготовки. Дополнительно на сотрудников, включенных в кадровые резервы, могут быть возложены обязанности по предполагаемым должностям в МВД России.

Возможны варианты исключения из кадрового резерва в связи с выявлением фактов несоответствия требованиям законодательства: прекращение службы, назначение на предполагаемую должность, неудовлетворительное выполнения своих служебных обязанностей.

Основанием исключения также является поступление рапорта сотрудника об исключении его из кадрового резерва по личной просьбе.

Контроль как за формированием кадровых резервов, так и организацией работы с ним осуществляется заместителем МВД России, ответственным за деятельность Департамента государственной службы и кадров МВД России. Результаты работы с кадровыми резервами ежегодно рассматриваются на коллегиях, оперативных совещаниях с руководящим составом МВД.

Следующим видом кадрового резерва является федеральный кадровый резерв для замещения должностей высшего начальствующего состава МВД России.

Он является одним из подвидов федеральных кадровых резервов федеральных государственных орга-

7 Приказ МВД РФ от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2012, 11 авг.

8 Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 660 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации» (документ опубликован не был).

-дЛ^^ИЙ-

нов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ9.

Законодательно он обозначен как сформированная в установленном порядке группа граждан Российской Федерации, соответствующая определенным квалификационным требованиям и обладающая необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на должности высшего начальствующего состава.

Все федеральные кадровые резервы, в том числе и МВД России, входят в состав федерального резерва управленческих кадров.

Если давать обобщенную правовую характеристику, то федеральные кадровые резервы формируются в целях своевременного и качественного комплектования воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и должностей высшего начальствующего состава в федеральных государственных органах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом работа с федеральными кадровыми резервами строится на таких основополагающих началах как соблюдение законодательства РФ; учет текущей и перспективной потребности в замещении должностей в федеральных государственных органах, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров и высших специальных званий; персональная ответственность руководителей федеральных государственных органов за обоснованность предложений о включении лиц в федеральные кадровые резервы и за создание условий для профессионального роста этих лиц; всесторонняя и объективная оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы.

Федеральные кадровые резервы формируются Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров на основании предложений руководителей федеральных государственных органов, уполномоченных вносить Президенту РФ представления о назначении на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, и должности высшего начальствующего состава.

В отличие от внутреннего кадрового резерва МВД, количество лиц, состоящих в федеральном кадровом резерве федерального государственного органа, не может превышать одну треть от количества воинских должностей в этом органе, подлежащих замещению высшими офицерами, и должностей высшего началь-

ствующего состава, установленных соответствующими перечнями, утвержденными Президентом РФ.

Список кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв этого органа составляет кадровое подразделение этого государственного органа. Оно же проводит отбор кандидатов на включение, однако, без конкретизации по должностям на основании рекомендации аттестационной комиссии, с согласия, а также по оценке результатов служебной деятельности, деловых и личностных качеств кандидатов с обязательным учетом поручительства за каждого кандидата. При этом речь идет о поручительстве именно двух представителей федерального государственного органа из числа лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров либо высших специальных званий, и знающих кандидата по совместной службе не менее двух лет.

Важно для сравнения отметить, что для включения кандидата во внутренний кадровый резерв МВД поручительство не предусмотрено.

При отборе кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов учитываются практически тождественные требования как для кадровых резервов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, о которых мы говорили ранее. Однако, есть некоторые несовпадения, к которым относятся знание нормативных правовых актов и наличие дополнительного профессионального образования. Эти требования обозначены только для кандидатов, правовой регламентацией которых является приказ МВД России.

Важным условием является то, что кандидаты на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов дают согласие на проведение в отношении их специальных проверочных мероприятий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в котором они проходят службу.

Далее списки кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы представляются в Администрацию Президента РФ.

В управлении Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров организована работа по изучению кандидатов на включение в федеральные

9 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22 июня 2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

■ ^¿за-

кадровые резервы, по результатам которой кандидаты могут быть не рекомендованы к включению в соответствующие их виды.

Срок непрерывного пребывания в федеральном кадровом резерве лица, включенного в него решением Руководителя Администрации Президента РФ, составляет три года. Это обстоятельство также является отличительным. Для внутренних кадровых резервов МВД никаких подобных сроков по продолжительности пребывания законодательно не устанавливается.

Министр МВД России ежегодно представляет в Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров информацию о лицах, состоящих в федеральном кадровом резерве от МВД, с характеристикой их морально-психологических и деловых качеств, оценкой их служебной деятельности, перспектив кадрового роста и выводом о целесообразности дальнейшего нахождения в федеральном кадровом резерве.

Сведения о лицах, включенных в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, являются сведениями конфиденциального характера, их сохранность обеспечивается управлением Президента РФ по вопросам государственной службы икадров.

Для исключения лиц из федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов руко-

водители указанных органов обращаются в Администрацию Президента РФ с соответствующими мотивированными предложениями.

Исключение лиц из федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов осуществляется исключительно по решению руководителя Администрации Президента РФ.

Назначение на вакантные воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, или на вакантные должности высшего начальствующего состава лиц, не состоящих в федеральных кадровых резервах, осуществляется в исключительных случаях по решению главы государства.

Подводя итог, можно сказать, что актуальность работы с кадрами существенно возросла в условиях реорганизации системы МВД России.

Исходным компонентом системы работы с кадрами является определение общего количества сотрудников, требований к их профессиональной подготовке, а также формирование кадрового резерва.

Таким образом, цель кадровой политики в системе МВД России — это формирование профессионального состава кадров, сохранение, воспроизводство, укрепление, развитие, рациональное и эффективное использование кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности.

Малахов В.П. Мифы современной общеправовой теории: моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

В монографии представлен ряд проблем отечественной общеправовой теории, анализируемых на предмет присутствия в их понимании и решении элементов мифичности. В основу положена идея об имманентности мифологического мышления общественной теории вообще и общеправовой, в частности. Миф — не архаизм, не реликт, не пережиток в современном мышлении, а выражение его глубинного пласта, постоянно актуализируемого в процессе познания правовых феноменов. Устранение мифологического компонента из общей теории права и государства лишает ее возможности полноценно выполнять мировоззренческую и идеологическую функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *