Земельная декларация 2018

Содержание

КАК ЗАПОЛНИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

Сколько деклараций заполнять и сдавать

Декларацию надо сдавать в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 1 ст. 398 НК РФ). Если на территории одного муниципального образования (одного города федерального значения) у организации несколько участков, то представляется одна декларация, но на каждый из них следует заполнять отдельный разд. 2 декларации.

Если у организации есть несколько участков в городе федерального значения, то можно выбрать ИФНС по месту нахождения одного из них и представить туда декларацию по всем участкам, уведомив об этом другие ИФНС (Письмо ФНС от 26.04.2005 N 21-4-04/149@).

Если организация владеет несколькими участками в разных муниципальных образованиях, то количество деклараций зависит от количества ИФНС, которым подконтрольны эти территории (п. 2.11 Порядка заполнения декларации):

— если одной ИФНС — надо сдать одну декларацию, при этом на каждый из участков заполняется отдельный разд. 2 декларации с соответствующим кодом ОКТМО;

— если разным ИФНС — декларации нужно сдать в каждую из них.

Внимание! Узнать код ОКТМО можно с помощью сервиса «Узнай ОКТМО», размещенного на сайте ФНС (http://nalog.ru/rn77/service/oktmo/) (Информация ФНС).

Какие разделы декларации заполнять

Любая декларация по земельному налогу включает в себя (п. 1.2 Порядка заполнения декларации):

— титульный лист;

— разд. 1, предназначенный для отражения суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет;

— разд. 2, предназначенный для расчета налога.

В каком порядке заполнять декларацию

Начните с титульного листа, в котором укажите данные об организации и подаваемой декларации. Потом заполните необходимое количество разд. 2 (по количеству земельных участков) и в конце — разд. 1 декларации.

Разд. 2 декларации заполняется отдельно по каждому земельному участку (доле земельного участка).

В разд. 2 указываются:

— кадастровый номер земельного участка;

— в строке 010 — КБК;

— в строке 020 — код ОКТМО, по которому уплачивается налог;

— в строке 030 — код категории земли в соответствии с Приложением N 5 к Порядку заполнения декларации;

— в строке 040 — если у вас земельный участок для жилищного строительства, то код периода строительства (1 — три года, 2 — свыше трех лет), все остальные организации ставят прочерк;

— в строке 050 — кадастровая стоимость земельного участка. О том, что это такое и как ее узнать, читайте здесь;

— в строке 060 — доля налогоплательщика в праве на земельный участок (заполняется только в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности);

— строки 070 — 120 заполняют только те организации, у которых есть налоговые льготы, все остальные организации ставят прочерки;

— в строке 130 — налоговую базу, которая, если нет льгот, определяется по формуле:

— в строке 140 — налоговая ставка;

— в строке 150 — количество полных месяцев владения земельным участком в течение года. Если земельный участок находился в собственности в течение всего года, то по строке 150 декларации указывается «12» (п. 5.18 Порядка заполнения декларации);

— по строке 160 указывайте коэффициент Кв, который рассчитывается по формуле:

— в строке 170 указывается сумма исчисленного налога, которая рассчитывается по формуле:

Пример. Расчет земельного налога за неполный месяц

Организация приобрела два земельных участка:

— 03.12.2015 — участок кадастровой стоимостью 580 000 руб.;

— 18.12.2015 — участок кадастровой стоимостью 680 000 руб.

В муниципальном районе для данной категории земли льгот не установлено, а налоговая ставка составляет 1,5%.

Земельный налог за 2015 г. подлежит уплате только за один участок, приобретенный 03.12.2015, поскольку право собственности на него возникло до 15-го числа месяца включительно. При этом количество полных месяцев владения земельным участком (строка 150 разд. 2 декларации) составит 1, а коэффициент Кв (строка 160 разд. 2 декларации) составит 0,0833 (1 мес. / 12 мес.).

Сумма исчисленного налога (строка 170 разд. 2 декларации) составит 725 руб. (580 000 руб. x 1,5% x 0,0833).

За участок, приобретенный 18.12.2015, платить земельный налог за 2015 г. не надо, поскольку право собственности на него возникло после 15 декабря.

Если у организации нет льгот, то в строке 180 ставится прочерк, а в строке 190 — «1,0—«.

Строки 200 — 270 заполняют только организации, у которых есть льготы, остальные — ставят прочерки. Подробнее о том, как заполнить эти строки при наличии льготы, читайте здесь.

В строке 280 указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за участок, по которому заполнялся разд. 2 декларации. Эта сумма рассчитывается по формуле (п. 5.30 Порядка заполнения декларации):

Данные из строки 280 каждого разд. 2 декларации по всем земельным участкам надо отразить в строках 021 разд. 1 декларации (пп. 3 п. 4.3 Порядка заполнения декларации).

В разд. 1 декларации для отражения суммы налога к уплате по соответствующему ОКТМО предусмотрено два блока строк 010 — 040, в которых указываются:

— в строке 010 — КБК;

— в строке 020 — код ОКТМО по месту расположения земельного участка;

— в строке 021 — данные из строки 280 всех разд. 2 декларации;

— в строках 023, 025, 027 — если организация уплачивает авансовые платежи, то суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за I, II и III кварталы;

Подробнее о том, как рассчитываются авансовые платежи по земельному налогу, читайте здесь.

Сумму налога, подлежащую уплате или уменьшению за год, рассчитайте по формуле (п. 5 ст. 396 НК РФ, пп. 7, 8 п. 4.3 Порядка заполнения декларации):

Полученный результат впишите:

— если он имеет положительное значение (исчислена сумма к уплате) — в строку 030;

— если он имеет отрицательное значение (исчислена сумма к уменьшению) — в строку 040. В этом случае налог по итогам года платить не надо.

Пример. Заполнение декларации по земельному налогу

У организации в собственности — два земельных участка, расположенных в г. Москве в районе «Коньково». Данные о них указаны в таблице (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона «О земельном налоге»).

Права на льготы у организации нет.

1. Расчет земельного налога по участку N 77:06:0006004:59.

Авансовые платежи за I, II и III кварталы — по 160 265 руб. (64 105 865 руб. x 1% x 1/4).

Налог, подлежащий уплате за год (строка 280 разд. 2 декларации), составит 160 264 руб. (64 105 865 руб. x 1% — (160 265 руб. + 160 265 руб. + 160 265 руб.)).

2. Расчет земельного налога по участку N 77:06:0006004:39.

Авансовых платежей нет.

Налог, подлежащий уплате за год (строка 280 разд. 2 декларации), составит 72 471 руб. (58 000 000 руб. x 1,5% x 0,0833).

3. Расчет общей суммы к уплате в бюджет.

Авансовые платежи (строки 023, 025, 027 разд. 1 декларации) за I, II и III кварталы — по 160 265 руб. (64 105 865 руб. x 1% x 1/4).

Налог, подлежащий уплате за год (строка 030 разд. 1 декларации), составит 232 735 руб. (160 264 руб. + 72 471 руб.).

Налоговая декларация по земельному налогу: образец, правила и порядок заполнения

Порядок заполнения отчетной формы регулирует приложение № 3 к соответствующему приказу ФНС России. Бланк отчета состоит из трех страниц:

  • 1-я страница — Титульный лист;
  • 2-я страница — Раздел 1. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет;
  • 3-я страница — Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы земельного налога.

Налоговая декларация по земельному налогу: образец заполнения дан для российской коммерческой организации, ООО «ВЕСНА», которая зарегистрирована в городе федерального значения Санкт-Петербург. Осуществляет деятельность по оптовой торговле продуктами, напитками и табаком, у фирмы имеется в собственности один земельный участок, расположенный в этом же городе, кадастровый номер — 60: 003:56915938: 63/ 01012015. Кадастровая стоимость участка составляет 1 200 000 рублей. Организация владеет им уже 12 месяцев, налоговая ставка установлена в размере 1,5 %. КБК 182 1 06 06031 03 1000 110. ОКТМО — 40306000. ООО в течение года вносило в бюджет авансовые платежи и перечисляло следующие суммы:

  • I квартал — 4500 рублей;
  • II квартал — 4500 рублей;
  • III квартал — 4500 рублей — порядок расчета авансовых платежей смотрите в блоке по заполнению Раздела 1. Образец заполненной декларации можно скачать в конце статьи.

1 страница — Титульный лист

Образец заполнения бланка:

Титульный лист заполняется непосредственно самим налогоплательщиком, за исключением поля «заполняется работником налогового органа».

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год по каждому полю отдельно.

  • В «ИНН» и «КПП» указываются соответствующие значения, затем они автоматически проставляются на каждой странице.
  • В «Номер корректировки», если представляется впервые указываем 000, при последующих корректировках 001, 002 и так далее.
  • В «Налоговый период», проставляем нужное число налогового периода. Для календарного года — 34.
  • В «Отчетный год» — дату заполнения бланка.
  • Каждая инспекция, в которую предоставляется отчетность, имеет свой личный не повторяющийся четырехзначный код, в своем ИФНС или на официальном сайте ФНС. 2 цифры кода в начале указывают на регион, другие 2 цифры указывают на код непосредственно самой инспекции. Декларация по земельному налогу за 2016 год сдается в ИФНС по месту нахождения участка или доли в участке. В нашем случае указана ИФНС № 9 Центрального района города Санкт-Петербурга.
  • Налогоплательщик проставляет код по месту нахождения (учета). По условиям нашего задания — 270.
  • Наименование организации вносим в самое пустое и длинное поле титульного листа, отделяя слова друг от друга пустой ячейкой. Для нашего примера: ООО «ВЕСНА».
  • В следующей строке вписываем контактный телефон плательщика.
  • Далее проставляем количество страниц, подлежащих сдачи в инспекцию. Наша фирма ООО «ВЕСНА» сдаёт отчет за 2019 год на 3 страницах, без приложений.
  • В месте, где необходимо указать налогоплательщика, — проставляем значение 1 и ФИО директора или представителя по доверенности.
  • В конце поставим дату и подпись.
  • В «Наименовании документа, подтверждающего полномочия по доверенности» — прочерк, так как отчет подписал директор фирмы собственноручно.

2 страница — Раздел 1. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу 2019 по каждому полю отдельно.

  • Сначала необходимо указать название соглашения о разделе продукции, так как в нашей ситуации оно отсутствует, ставим прочерк.
  • В 010 пишем код бюджетной классификации КБК в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о бюджетной классификации. Каждый раз проверяем актуальность указываемого КБК. Наш надел находится в городе федерального значения СПб — указываем КБК 182 1 06 06031 03 1000 110.
  • В 020 «ОКТМО» указывается код муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата обязательного сбора. Для нашего предприятия в декларации по земельному налогу 2019 впишем 40306000.
  • 021 — общая сумма платежа, исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по соответствующим кодам КБК и ОКТМО. Значение, указанное в пункте, 150 и 250, — 18000 рублей, правила подсчета смотрим в поле 170.
  • С 023 по 027 записываются значения уплаченных авансовых платежей за 1, 2 и 3 квартал соответственно.

Авансовые платежи = 1/4 * процентную ставку * кадастровую стоимость земельного участка(доли)= 1/4 * 1,5 % * 1 200 000 = 45 000 рублей.

  • 030 рассчитывается следующим образом: 021 — ( 023 + 025 + 027). Если в итоге получается значение со знаком «–», то везде проставляется прочерк.
  • 040 = 021 – ( 023 + 025 + 027). Сумма исчисляется к уменьшению, следовательно, если в итоге выходит:
    1. отрицательное значение — ставим ее без знака минус;
    2. положительное — ставим прочерк. В полях 030 и 040 по условиям нашего примера проставляем прочерки.
  • После заполнения всех данных в конце странице ставит свою подпись и дату директор организации или его представитель.

3 страница — Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы земельного налога

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу 2019 по каждому полю отдельно.

  • ИНН и КПП проставляется автоматически с первой страницы.
  • Вносим кадастровый номер участка, данный номер вписан в свидетельство о госрегистрации права собственности, из выписки из ЕГРП или из кадастрового паспорта. 60: 003:56915938: 63/ 01012015
  • 010 — из приказа Минфина № 150н от 16 декабря 2014 выбираем и указываем код бюджетной классификации.
  • 020 — из Общероссийского классификатора территорий МО проставляем в декларацию по земельному налогу ОКАТО.
  • 030 — из приложения № 5 к приказу ФНС № ММВ-7-11/ выбираем и указываем код категории земель. Прочие земли — 003008000000.
  • 050 — из соответствующих документов Росреестра или из кадастрового паспорта берем кадастровую стоимость участка.
  • 060 — прописываем размер доли. Если земля принадлежит полностью организации, ставим прочерк.
  • С 070 по 100 в декларации заполняем соответствующую информацию о льготах, которую берем из и из документов, подтверждающих право на льготы. В большинстве случаев у коммерческих предприятий льготы отсутствуют. В нашем случае льгот тоже нет, значит, проставляются прочерки.
  • 110 — здесь указывается кадастровая стоимость объекта. У нас 1 200 000 рублей.
  • 120 — ставку берем из законодательных актов местного уровня регулирования, так как сбор является местным. Для категории нашего участка применяется ставка равная 1,5 %.
  • 130 — указываем срок владения участком в течении налогового периода. Указывается в полных месяцах. Полных месяцев 12.
  • 140 — рассчитывается следующим образом: стр. 160 (Кв) = Срок владения / 12 , у нас = 1, так как ООО «ВЕСНА» владело участком 12 месяцев.
  • 150 — определяется по формуле: 110 (налоговая база) * 120 (ставку) * 140 (коэффициент Кв). Данная сумма отражается и по полю 250. 150 = 1 200 000 * 1,5 % * 1 = 18 000 рублей.
  • С 180 по 240 — заполним данными по имеющейся льготе. В нашем случае их нет — проставляем прочерки.
  • 250 — впишем общую сумму платежа, которую организация платит в бюджет.

Земельний податок для фізосіб: особливості-2018

«Щасливі платники». До їх ряду ст. 269 ПКУ відносить:

1) власників земельних ділянок, земельних часток (паїв);

2) землекористувачів, якими згідно з п.п. 14.1.73 ПКУ можуть бути і фізособи (резиденти і нерезиденти), яким відповідно до закону надані в користування земельні ділянки державної та комунальної власності, у тому числі на умовах оренди.

Але відразу домовимося: про оренду земель державної та комунальної власності в межах цієї статті говорити не будемо. Під прицілом нашого об’єктива тільки земельний податок.

Податківці (категорія 112.01 ЗІР) уточнюють, що платниками земельного податку є також власники нежитлових приміщень (їх частин) у багатоквартирних житлових будинках. І варто визнати, що це випливає з п. 287.8 ПКУ.

Не є платниками земельного податку єдиноподатники груп 1 — 3 (згідно з п.п. 4 п. 297.1 ПКУ), але тільки у разі, якщо використовують землю для здійснення господарської діяльності1.

1 Про особливості, які потрібно врахувати підприємцю-єдиноподатникові, передаючи земельну ділянку в оренду, ви могли прочитати в статті «Земельний податок vs єдиноподатники: спокій нам тільки сниться…» у журналі «Бухгалтер 911», 2017, № 48.

А з фізособами-загальносистемниками підприємницький статус грає «злий жарт» , адже податківці по-своєму трактують норми ст. 286 ПКУ.

Остання покладає обов’язок подавати податкові декларації на платників плати за землю (крім фізичних осіб).

ДФСУ вважає, що фізособи-підприємці зобов’язані подавати декларації, якщо право власності на землю було оформлене на фізособу-підприємця і він використовує її у своїй госпдіяльності. Це було можливо при купівлі землі в період з 19.01.99 р. по 20.07.2007 р.

Якщо ж право власності на землю оформлене як на звичайну фізособу, то навіть використання землі в госпдіяльності не обернеться необхідністю подавати декларацію (категорія 112.05 ЗІР). І тим більше, якщо право власності ще оформити не встигли, «бігти попереду паровоза» і подавати декларацію не потрібно2.

2 Більше подробиць на тему — у статті «Земля і нерухомість: а що у ФОП?» (друге питання) у журналі «Бухгалтер 911», 2018, № 6.

Узагалі ж з оформленням права власності — окрема історія. У теорії фізособи, які не оформили право власності або право користування землею, проте отримали це право відповідно до рішення органів виконавчої влади або органів місцевого самоврядування або цивільно-правових угод, повинні сплачувати земельний податок на загальних підставах (категорія 112.01 ЗІР).

При цьому податківці визнають, що сплачується податок згідно з даними державного земельного кадастру. А доки право власності на об’єкт не оформлене, дані про нього до кадастру не потраплять.

Пільговики. Але навіть якщо право власності на земельну ділянку/пай оформлене, це ще не вирок. Стаття 281 ПКУ звільняє від обов’язку сплати податку таких осіб:

Пільговики і документи, що підтверджують право на пільгу

з/п

Фізособи, звільнені від сплати земельного податку згідно зі ст. 281 ПКУ

Документ, що підтверджує статус особи

(і право на пільгу)*

Інваліди першої і другої групи

Посвідчення особи з інвалідністю

першої або другої групи

Фізособи, що виховують трьох і більше дітей віком до 18 років

Посвідчення батьків багатодітної сім’ї (які виховують трьох і більше дітей віком

до 18 років)

Пенсіонери (за віком)

Пенсійне посвідчення

Ветерани війни та особи, на яких поширюється дія Закону № 3551**

Посвідчення особи, на яку поширюється дія Закону № 3551

Фізособи, визнані законом особами, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи

Посвідчення «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС»; посвідчення «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи» (1 — 3 категорія)

* Згідно з роз’ясненням ДФСУ в категорії 112.04 ЗІР. У цій же консультації для підтвердження права на пільгу податківці вимагають також подання заяви в довільній формі про надання пільги в податкову за місцем знаходження земельної ділянки, хоча ПКУ і не ставить подібної умови.

** Закон України «Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту» від 22.10.93 р. № 3551-XII.

Але дія звільнення поширюється лише на певну площу ділянок (залежно від виду їх використання), а саме:

Граничні норми площі земельних ділянок, звільнених від оподаткування

Вид використання земельної ділянки

Граничні норми площі ділянок, га

Ведення особистого селянського господарства

Будівництво та обслуговування житлового будинку, господарських будівель і споруд

(присадибна ділянка)

0,25 га — у селах;

0,15 га — у селищах;

0,10 га — у містах

Індивідуальне дачне будівництво

0,10

Будівництво індивідуальних гаражів

0,01

Ведення садівництва

0,12

Якщо пільговик має у власності декілька земельних ділянок одного виду використання, то до 01.01.2018 р. звільнялася від обкладення земельним податком лише одна з них. З нового року звільнення діє за кожним видом використання в межах установлених норм.

Обрати, яка саме ділянка підпадає під пільгу, потрібно було до 1 травня, подавши письмову заяву в довільній формі до податкової за місцем знаходження ділянки.

Пільга при цьому починає застосовуватися до обраної земельної ділянки з того року, в якому було/буде подано таку заяву (якщо вона подана своєчасно3).

3 Якщо заява подана після 1 травня поточного року, то пільга, на думку податківців починає застосовуватися до обраних земельних ділянок з наступного податкового (базового) періоду, хоча це не зовсім відповідає п. 281.4 ПКУ.

На думку податківців (див. «Вісник. Офіційно про податки», 2018, № 20, с. 47), подавати заяву тепер потрібно, лише якщо загальна площа ділянок перевищує граничну норму, встановлену для конкретного виду використання землі.

Але це ще не всі пільги! Згідно з п. 281.3 ПКУ звільняються від сплати податку власники земельних ділянок4 і землекористувачі за умови передачі земельних ділянок4 в оренду платнику єдиного податку четвертої групи.

4 Земельних часток (паїв).

А ось передача в оренду земельних ділянок, окремих будівель, споруд чи їх частини іншим особам навпаки обернеться втратою права на застосування пільг — таке суворе правило, встановлене п. 284.3 ПКУ.

Додаткові пільги щодо земельного податку, що сплачується на відповідній території, можуть установити органи місцевого самоврядування (п. 284.1 ПКУ).

Якщо право на пільгу у платника виникає протягом року, то він звільняється від сплати податку починаючи з місяця, що настає за тим, у якому виникло це право.

У зворотному випадку, тобто при втраті права на пільгу, податок сплачують починаючи з місяця, що настає за тим, у якому втрачено це право.

АТО-пільга, передбачена п. 38.7 підрозд. 10 розд. ХХ ПКУ, зараз, виходить, діє останній рік (адже її «строк придатності» згідно із цим пунктом обмежується 31 грудня року, в якому завершено проведення АТО, тобто 2018-го5).

5 Про подробиці на тему ви могли дізнатися, у тому числі, завдяки статті «Завершилась АТО, а з пільговими правилами що?» попереднього номера журналу.

Водночас оскільки фактично бойові дії тривають, є підстави вважати, що законодавець змінить формулювання відповідного звільнення.

Нарахування податкового зобов’язання. Це — почесний обов’язок ваших податківців, про виконання якого ви повинні дізнатися, отримавши податкове повідомлення-рішення.

По-хорошому, це повинно відбутися до 1 липня (згідно з п. 286.5 ПКУ).

Як вони це роблять? Це важливо розуміти для того, щоб мати можливість перевірити правильність проведених ними розрахунків.

Алгоритм їх дій різниться залежно від того, чи проведена нормативна грошова оцінка (НГО) земельних ділянок.

Якщо НГО проведена, суму податку розраховують шляхом множення площі земельної ділянки на НГО одиниці площі і відповідну ставку податку. При цьому НГО має бути проіндексована станом на початок року. А згідно з п. 9 підрозд. 6 розд. ХХ ПКУ індекс споживчих цін за 2017 рік, що використовується для визначення коефіцієнта індексації НГО сільськогосподарських угідь, земель населених пунктів та інших земель несільськогосподарського призначення, застосовується зі значенням 100 %.

Тобто НГО на 01.01.2018 р. не повинна відрізнятися від аналогічної оцінки, проіндексованої станом на 01.01.2017 р.

Якщо НГО не проведена, сума податку дорівнює добутку площі земельної ділянки і ставки податку. Остання при цьому визначається виходячи з НГО одиниці площі ріллі по області.

З цього випливає, що для вас не складе особливих труднощів і самим провести розрахунок. Для цього площу земельної ділянки берете з правовстановлюючих документів на землю або довідки (витягу) про розмір НГО ділянки. НГО одиниці площі також «черпаєте» з останнього документа. А ставки податку знайдете в рішеннях органів місцевого самоврядування на 2018 рік.

Розміри ставок не повинні перевищувати меж, установлених ПКУ (а саме ст. 274 або 277).

Податкове повідомлення-рішення не отримане. Трапляється й таке, причому через найрізноманітніші обставини. І для такого випадку з 01.01.2018 р. у ПКУ з’явилися спеціальні правила (пп. 287.9 і 287.10 ПКУ). Якщо коротко6, то, не маючи податкового повідомлення-рішення, сплачувати податок ви не зобов’язані. Податківці ж цілком легально можуть «запізнитися» (але не більше, ніж на 3 роки) з нарахуванням вам зобов’язань. Сплатити податок за декілька років ви зобов’язані «залізно».

6 Детальніше про ці зміни ви могли прочитати в статті «Нове в обліку великих платників податків та інші зміни в адмініструванні податків» у журналі «Бухгалтер 911», 2018, № 1-2.

При цьому п. 287.9 ПКУ передбачено, що у випадку коли фізособа не отримала від податківців податкового повідомлення-рішення вчасно (до 1 липня), то вона звільняється від відповідальності за несвоєчасну сплату податкового зобов’язання. Це зрозуміло. Формально ця норма означає й те, що, отримавши «запізніле» ППР, сплатити зазначені у ньому податкові зобов’язання фізособа може, коли їй заманеться (навіть пізніше 60 днів з дня отримання ППР), без штрафів. Тільки навряд чи податківці з цим погодяться.

Звірка даних. До неї доведеться вдатися, якщо в отриманому від податківців повідомленні-рішенні щось… не так. Право на її проведення надає п. 286.5 ПКУ.

Звірити при цьому ви можете: (а) розмір площі земельної ділянки, що перебуває у власності та/або користуванні; (б) право на користування пільгою зі сплати податку; (в) розмір ставки податку; (г) нараховану суму податку. Свою правоту при цьому будьте готовими доводити на підставі оригіналів відповідних документів, зокрема документів на право власності і на користування пільгою.

Для проведення звірки доведеться подати письмову заяву до податкової за місцем знаходження земельної ділянки.

Якщо справедливість перемогла і виявилася на вашому боці, податківцям надається 10 робочих днів для перерахунку суми податку. Протягом цього строку вони зобов’язані направити (вручити) нове податкове повідомлення-рішення. .

Але, щиро сподіваємося, що вдаватися до таких заходів вам не доведеться. Але якщо все ж довелося, то знайте — це ще не надзвичайні заходи. Якщо «переконати» податківців за допомогою звірки не вдасться — у резерві є ще й «важка артилерія» у вигляді адміністративного та судового оскарження їх податкового повідомлення-рішення.

Сплата податку. Це — фініш щодо земельного податку, після успішного проходження якого про цей податок можна забути до наступного року. Податок сплачують протягом 60 днів із дня вручення повідомлення-рішення. Знову-таки, якщо такого повідомлення ви так і не отримали, то сплачувати формально нічого. Але якщо потім отримаєте «лист щастя» з розрахованою сумою податкових зобов’язань — не дивуйтеся. Сплатити її доведеться.

У сільській і селищній місцевості земельний податок можна сплачувати через каси місцевих рад7 за квитанцією про приймання податкових платежів.

7 Сільських (селищних) або рад об’єднаних територіальних громад, створених відповідно до закону і перспективного плану формування територій громад.

Податок на землю в Україні є обов’язковим платежем, що входить до складу податку на майно. Кому і коли потрібно платити і які нюанси потрібно знати про земельний податок – розповість Politeka

Земельні відносини в Україні регулюються Земельним кодексом, а оподаткування – Податковим кодексом. Використання землі в Україні є платним, про це говорить 206 стаття Земельного кодексу. За будь-яку земельну ділянку або пай доведеться заплатити податок державі.

Платниками податку виступають всі власники земельних ділянок, долeй, паїв, а також землекористувачі.

Земельний податок і податок на землю – в чому різниця?

Податок на землю – це обов’язковий платіж з власників і користувачів земельних ділянок. Відповідно до Податкового кодексу України, плата за землю є частиною місцевого на майно і стягується в двох формах:

  • Земельний податок. Стягується з власників земельних ділянок та земельних паїв та постійних землекористувачів.
  • Орендна плата за користування земельними ділянками, що перебувають у комунальній або державній власності. Це обов’язковий податок на землю, який платять орендарі за користування земельною ділянкою.

Податок на землю Україна 2018 рік: що потрібно знати

Тобто земельний податок – це одна з форм податку на землю.

Коли в Україні з’являться платні дороги,

З 2015 року були ліквідовані пільги для юросіб, збільшені ставки податку для земель поза територіями населених пунктів, реструктуризовані податкові ставки. Тепер Податковий кодекс не встановлює розмір податку в грошовому еквіваленті. Визначення ставок – це повноваження виключно місцевих рад.

Як нараховується податок на землю в Україні

Щороку всі платники податку на землю, крім фізичних осіб, самостійно обчислюють суму податку станом на 1 січня. Податкову декларацію потрібно подати до місцевого фіскальний орган не пізніше 20 лютого. Для цього є встановлена ​​форма, де річна сума розбита рівними частками за місяцями.

Податок на землю сплачується щомісячно. Оплатити потрібно протягом наступного місяця, у фіскальному органі за місцем розташування земельної ділянки.

Хто платить податок на землю в Україні

Плату за землю повинні вносити фізичні та юридичні особи, резиденти і нерезиденти:

  • власники земельних часток (паїв);
  • власники земельних ділянок;
  • орендарі земельних ділянок держвласності (у тому числі постійні).

Звільняються від сплати підприємці, які перебувають на «єдиному» податку – за умови, що земельна ділянка використовується саме в підприємницьких цілях.

Також звільняються від податку на землю:

  • сільгоспугіддя зон відчуження, обов’язкового відселення та посиленого радіоекологічного контролю, хімічно забруднені сільськогосподарські угіддя, на які запроваджено обмеження щодо ведення сільського господарства;
  • сільгоспугіддя, що перебувають у тимчасовій консервації або у стадії освоєння;
  • землі сортовипробувальних станцій і розплідників;
  • землі дорожнього господарства доріг загального користування;
  • землі кладовищ, крематоріїв та колумбаріїв;
  • землі, на яких розташовані дипломатичні представництва тощо.

Податок на землю для фізичних осіб

Фізичні особи сплачують податок на землю протягом 60 днів з дня вручення податкового повідомлення-рішення. Це повідомлення надсилається платнику податків, або можна його самостійно отримати в органах ДФС. Якщо ви не отримали податкове повідомлення-рішення, то маєте право звернутися до податкової інспекції за місцем розташування земельної ділянки.

За прострочення сплати земельного податку з наступного дня граничного строку передбачено застосування штрафних санкцій.

За затримку сплати податку до 30 днів – штраф 10% від суми, більше 30 днів – 20% від суми податкового боргу.

Штрафи діють як для фізичних, так і для юридичних осіб.

Ставка земельного податку

Податок на землю в Україні вважається місцевим, а тому ставку земельного податку встановлюють місцеві ради.

Що чекає на мешканців багатоповерхівок в Україні,

Ставка податку на земельні ділянки, нормативну грошову оцінку яких проведено, не повинна перевищувати трьох відсотків від їхньої нормативної грошової оцінки.

Положенням про плату за землю встановлює різні ставки земельного податку для різних категорій користувачів земельними ділянками.

Хто має пільги зі сплати податку на землю

Існує ряд пільг зі сплати земельного податку для фізичних осіб.

Від сплати земельного податку звільняються:

  1. інваліди першої і другої групи;
  2. особи, які виховують трьох і більше дітей віком до 18 років;
  3. пенсіонери (за віком), ветерани війни та особи, на яких поширюється дія Закону України “Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту”;
  4. постраждалі внаслідок Чорнобильської катастрофи.

Земельний кодекс визначає додаткові умови для ділянок, які користуються пільгами. Земельні ділянки повинні бути:

  • – для ведення особистого селянського господарства – у розмірі не більше 2 гектара;
  • – для будівництва і обслуговування житлового будинку, господарських будівель і споруд (присадибна ділянка):
  • – в селах – не більше 0,25 гектара,
  • – в селищах – не більше 0,15 гектара,
  • – в містах – 0,10 гектара;
  • – для індивідуального дачного будівництва – не більше 0,10 гектара;
  • – для будівництва індивідуальних гаражів – не більше 0,01 гектара;
  • – для ведення садівництва – не більше 0,12 гектара.

Для того, щоб користуватися пільгою щодо сплати податку на землю, потрібно подати в органи ДФС документи, що підтверджують право на пільгу.

Повторимо ще раз, що згідно зі ст. 281.1 Податкового кодексу України, від сплати земельного податку звільняються пенсіонери, яким нарахована пенсія за віком.

Податковий кодекс встановлює пільги і для юридичних осіб. До пільгових категорій відносяться:

  • санаторно-курортні, лікувальні установи організацій інвалідів;
  • організації інвалідів, підприємства таких організацій, за умови перебування в штаті не менше 50% інвалідів і витрат на зарплату інвалідам у розмірі не менше 25% від фонду оплати праці;
  • бази олімпійської та паралімпійської підготовки.

Як зміниться податок на землю в Україні в 2018 році

Тепер з пільговиків знято обмеження по кількості ділянок. Раніше пільгу можна було отримати тільки на одну ділянку за кожним видом.

Для гірничодобувних компаній і розробників корисних копалин встановлена ​​спеціальна пільга. Їм можна платити в чотири рази менше. Ставка податку для них становить 25% від суми податку.

Скасовується відповідальність за несплату податку в разі, якщо податкова не відправила або не вручила повідомлення про оплату податку.

Податок фіскали можуть нараховувати тільки на три роки.

Є ще деякі нюанси, які потрібно знати.

Якщо земельні ділянки надаються в оренду, то податок за площі, що надаються в оренду, обчислюється з дати укладення договору оренди земельної ділянки або з дати укладення договору оренди будівель.

Якщо відбувається продаж або дарування земельної ділянки, право власності на земельну ділянку від одного власника переходить до іншого, то податок на землю сплачується на загальних підставах з дати державної реєстрації права власності на цю земельну ділянку.

Джерело: Politeka

Пошаговое заполнение декларации по земельному налогу

Декларация по земельному налогу — обязательный документ, который представляют в налоговую инспекцию (по местонахождению участка земли) юридические и физические лица – собственники земельных наделов, наделены обязанностью уплачивать налог согласно главе 31 НК РФ.

В составе декларации:

  • титульный лист;
  • 1 раздел, с обозначенной суммой налога;
  • 2 раздел, отображающий расчет базы налога.

Основаниями уплаты земельного налога и сдачи декларации есть использование земли в коммерческих целях. Уплата налога осуществляется за участки, находящиеся в праве собственности, постоянного бессрочного или наследуемого пожизненного владения.

Декларации представляется не позднее 01.02. года, наступающего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица, которые используют землю в личных целях (для жилищного строительства, организации дачного или садового хозяйства) уплачивают сбор на основании уведомлений, выставленных налоговыми инспекциями. Декларацию они не подают.

Лица, владеющие землей на условиях аренды, а также те, у которых есть право безвозмездного пользования, освобождаются от обязанности подачи декларации и уплаты земельного налога.

Порядок заполнения декларации

В титульном листе отражаются следующие данные:

  • ИНН и КПП юридического лица, которые присваиваются ему налоговым органом по местонахождению, в который сдается отчетность.
  • КПП— код из свидетельства о постановке на учет в инспекцию.
  • Номер корректировки — при представлении первичной отчетности — «0», по уточненной — «1» впервые, и от 1 по порядку — повторно.
  • Период, за который производится уплата налога:
    34 — для календарного года;
    50 — для организаций в стадии реорганизации или ликвидации.
  • Отчетный год.
  • Код налоговой инспекции.
    213 — по месту учета для крупнейшего плательщика;
    216 — для его правопреемника;
    270 — по месту нахождения земли или ее доли.
  • Наименование организации следует указывать согласно данным в учредительном документе организации.
  • “Форма реорганизации (ликвидации)” указываются коды:
    1 — для преобразования;
    2 — слияния;
    3 — разделения;
    5 — присоединения;
    6 — разделение с присоединением;
    0 — ликвидации.
  • Номер контактного телефона указывается с кодом страны без пробелов.
  • Количество страниц составленной декларации включает копии или оригиналы документов, которые подтверждают полномочия представителя отчетности.
  • Достоверность и полноту данных подтверждается одним из двух значений:
    «1» — для руководителя организации;
    «2» — для представителя налогоплательщика.

Подписывает титульный лист руководитель, расшифровав Ф.И.О., и проставив дату подписания. Это же касается и представителя налогоплательщика, который подтверждает свои полномочия прикреплёнными документами.

Раздел 1

Данные вносятся по всем облагаемым наделам и их долям.

В первой строке – наименование соглашения о разделе продукции.

Строка: 010 — КБК, по которому уплачивается сумма из строки 030.

Строка: 020 — код, в соответствии с ОКТМО.

Строка: 021 — налоговая сумма за налоговый период.

Сумма авансового налогового платежа текущего года (в рублях) указывается по строкам:

  • 023 — за первый квартал;
  • 025 — за второй квартал;
  • 027 — за третий квартал;

Строка: 030 — сумма налога на земельный участок к уплате в бюджет (разница суммы строки 021 и сумм авансовых платежей). Если полученная величина принимает отрицательное значение — ставится прочерк.

Строка: 040 — налоговая сумма к уменьшению (разница суммы строки 021 и сумм авансовых платежей). Если число отрицательное, оно указывается без знака «-«, если положительное — ставится прочерк.

Достоверность и полнота сведений заверяются как на титульной странице.

Раздел 2

Указав ИНН и КПП, отобразите кадастровый номер участка земли.

Строка: 010 — КБК.

Строка: 020 — код, в соответствии с ОКТМО.

Строка: 030 — код земельной категории земли.

Строка: 040 — указывается срок приобретенных земельных участков для жилищного строительства одним из двух значений:

  • «1» — срок 3 года;
  • «2» — более 3 лет.

Строка: 050 — кадастровая стоимость земли или ее доли.

Строка: 060 — доля юридического лица в праве на землю в виде дроби (для земельных участков в общей или совместной стоимости).

Строки: 070–080 — код льготы и необлагаемая сумма, уменьшающая базу налога.

Строка: 090-100 — код льготы по доле необлагаемой площади и величина доли.

Строка: 110 — налоговая база (кадастровая стоимость на 01.01. налогового периода).

Строка: 112 — налоговая ставка.

Строка: 130 — число полных месяцев в году, в течении которых земля была во владении.

Строка: 140 — коэффициент Кв, как отношение полных месяцев к числу календарных.

Строка: 150 — налоговая сумма за налоговый период (строка 110 × строку 112 × строку 114) ÷ строку 100.

Строка: 160 — число полных «льготных» месяцев.

Строка: 170 — коэффициент Кл, как отношение месяцев без применения льгот к календарным.

Строки 180–240 отражают использование всех возможных льгот.

Строка: 250 – исчисленная сумма налога к перечислению в местный бюджет. Равность значений:

  • строка 250 = строка 150 – строка 230;
  • строка 250 = строка 150 – строка 190;
  • строка 250 = строка 150 – строка 210.

Чистый бланк декларации можно скачать по .

Уточненная декларация

В случае обнаружения налогоплательщиком в декларации по налогу на землю факта неполного отражения сведений или факта их неотражения, а также ошибок, которые привели к занижению итоговой суммы налога к уплате, налогоплательщик в обязательном порядке вносит необходимые изменения в расчеты и представляет уточненную декларацию в тот налоговый орган, в который представлялась первичная.

Если же он обнаружил недостоверные сведения или ошибки, которые не привели к занижению налоговой суммы, он не обязан вносить в отчетность изменения, однако имеет на это право.

Налогоплательщик может воспользоваться правом перерасчета суммы земельного налога и налоговой базы в случае, если допущенные ошибки привели к завышенной итоговой сумме налога. Это делается за тот налоговый период, в котором такие ошибки (относящиеся к прошлым периодам) были выявлены.

Уточненную декларацию необходимо представлять в налоговую инспекцию по форме, которая была действительна в налоговый период, за который вносятся уточнения.

В случае, если период совершения ошибок определить невозможно, перерасчет суммы земельного налога и налоговой базы производится в периоде, в котором ошибки были выявлены.

Внешне бланк уточненной декларации не отличается от бланка первичной. Единственное отличие заключается в том, что, внося данные в титульный лист в строке «номер корректировки», при представлении уточненной отчетности проставляется не «0», а «1» впервые, и от 1 по порядку — повторно.

Реализация земельного участка и налог на прибыль

Если организация продает земельный участок, определяя налоговую базу налога на прибыль бухгалтер должен знать, как земля была получена: приватизирована, приобретена безвозмездно или куплена для перепродажи.

Статьей 247 Налогового Кодекса установлено, что объектом обложения налогом на прибыль является полученная прибыль – это доходы, которые уменьшены на величину расходов. Доход определяется в большинстве случаев ценой в договоре. Для определения расходов необходимо учитывать, как земельный участок оказался в собственности организации.

Если реализуется земельный участок, ранее приобретенный у юридического или физического лица, в таком случае нужно руководствоваться нормами статьи 268 Налогового Кодекса, учитывая, что 256 статьей установлено, что земельный надел не может считаться амортизируемым имуществом.

При реализации такого имущества организация может уменьшить доход от такой операции на цену создания или приобретения этого имущества.

Если земля изначально приобреталась для перепродажи, налогоплательщик может уменьшить доход на сумму всех расходов, связанных с приобретением.

Даже если земля отражена в составе товаров, все равно нужно зарегистрировать право собственности.

Если реализуется приватизированная земля, при исчислении базы налога на прибыль стоимость участка (в бухгалтерском учете) признается как расходы.

Если земля была получена безвозмездно, ее стоимость в расходах не учитывается.

Прибыль или убыток от реализации имущественного права на землю определяется разницей между ценой такой реализации и невозмещенными налогоплательщику затратами, связанными с получением права на участок. Невозмещенные затраты – разница затрат на получение права на участок и суммы расходов, которые учитывались для целей налогообложения до реализации данного права.

Убыток от реализации земельного права будет иметь место, если невозмещенные затраты превышают цену реализации.

При реализации земельного участка вместе со зданием, находящимся на нем, прибыль от реализации подобного вида сооружений будет считаться объектом налогообложения. Если это амортизируемое имущество, организация вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость имущества и на сумму расходов, связанных с реализацией.

Если результатом стал убыток, он будет включен в прочие расходы равными частями на протяжении срока, который определяется разницей срока полезного использования и срока эксплуатации до момента реализации.

При реализации имущественных прав на землю, налогоплательщик может уменьшить доход на сумму расходов, связанных не только с реализацией, но также и с хранением, обслуживанием и транспортировкой реализуемого имущества.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение вида использования или категории земельного участка

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Законодатели определились по-другому

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

К сведению: согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);

СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;

КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);

СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

Льгота по земельному налогу – документы необязательны

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@ направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *