Известный композитор, который 40 лет аккомпанировал великому певцу, сочинил о нем необычную музыку и представил её в эфире Радио «Комсомольская правда» [видео]
— …Я несколько раз прослушал ваше «Посвящение Иосифу Кобзону»… Вы меня, Алексей Павлович, как всегда, удивили.
— Чем же?
— Я почему-то ожидал другого. Вот у меня перед глазами стояло 2 сентября 2018-го, прощание с Иосифом Давыдовичем в зале Чайковского. И Евсюков за роялем, и капают слезы на клавиши… Извините за такой безжалостный вопрос… А здесь у вас — такая светлая музыка, ни ноты горя… Вспоминаются фото — юный Кобзон, с мамой…
— Это был человек внутренне светлый и оптимистичный, и он стремился всегда делать добро людям, даже зачастую не очень знакомым. Он вообще делал добро просто так, не потому, что это ему было выгодно или — ещё зачем-то.
Вот он такой был по натуре — все-таки лиричный, несмотря на мужественность и на постоянное хождение в галстуке. В душе у него была все-таки, как говорится, песня.
И мне показалось, что о нем не надо говорить — даже вот в музыке — ни маршем, ни гимном. Не надо — какими-то героическими аккордами… Которые, кстати, он прекрасно воссоздавал и, наверное, Кобзон — единственный исполнитель, кто так потрясающе мог сказать и спеть о Родине, о матери.
И вот, исходя из всего этого, я и писал «Посвящение Иосифу Кобзону».
Да — здесь темы такие — какие-то элементы детства, то, что вспоминается, редко, может быть, — ввиду какой-то жизненной суеты. Но это, я точно знаю, и была одна из черт его натуры.
И потом, ведь не хотелось никакого выказать сожаления, отчаяния, а хотелось показать какую-то печаль, хотя он человек был не крещеный, — какое-то такое немножко отношение к Богу. По-моему, мне это удалось.
Алексей Евсюков, народный артист России, аккомпаниатор Иосифа Кобзона с 40-летним стажем сочинил музыку, посвящённую великому певцу: «О нем нельзя рассказывать гимном и маршем, и слезы на клавиши капать не должны»
— Да. То есть, я правильно услышал эту вашу мелодию? Я ее точно узнал?
— Да, да, я думаю, что таким и был Кобзон… Он всегда любил красивую музыку, и она получилась красивая.
— А вы же 40 лет с ним очень плотно работали?
— 40 лет, да, вместе. И вот такое, казалось, сложившееся уже представление о Кобзоне, о человеке — всегда в костюме, в галстуке, всегда подтянутом, с прямой спиной, оно как бы вошло, может быть, в некий стереотип. А вот настоящего Кобзона он — сам Иосиф Давыдович — иногда прятал под этим образом. Но, мне показалось, — что есть и такой Кобзон.
— Скажите, а вы будете делать партитуру своего произведения и для симфонического оркестра?
— Я вот уже думаю. Все-таки, может быть, сделать. Но это будет, не в обиду скажу, никого не хочу обижать из современных музыкантов, — уже не совсем то, мне кажется, музыка потеряет что-то свое…
— Нет, но рояль же должен там остаться!
— Я попробую, а в принципе, чего там… Ну, добавить виолончели, может быть, какую-то подкладку ритма как такового, там не нужно. Не знаю. Это надо пробовать. Пока я играю один. И всех это устраивает.
— Да, здорово. Вот буквально вчера было принято решение установить памятную мемориальную доску на Гнесинском училище, где Иосиф Давыдович и учился, преподавал…
— На институте, я бы сказал.
— Да. Как вы это вообще воспринимаете? Что таким образом так же увековечивается память об этом великом человеке…
— Я думаю, что это не память великого человека увековечивается, а придается определенный дополнительный статус значимости этому учебному заведению. Потому что Кобзон, несмотря на все трудности гастрольной жизни, закончил Гнесинку — причём, с классической программой.
После чего, как вы знаете, наверное, комиссия попросила – а спойте то, что вы поете для народа. И полтора часа он пел им песни. Пришла Пахмутова, пришел Фельцман, пришел Колмановский.
Так что — институт, он тоже не какая-то субстанция замершая, он тоже развивался и развивается. Сейчас это академия музыки, это уже как бы -.благодаря таким ученикам, как Кобзон, они не приподняли свой статус, а как бы приобрели новое значение.
Мне кажется — так. Это все — не из желания увековечить, а из желания того, чтобы показать, какие люди учились в этом учебном заведении.
— Да, еще на Багуловой аллее в Чите звезду Иосифа Кобзона открыли, и он успел ее увидеть, правда, на фотографии, я посылал, а Олег Потемин, его помощник, ему показывал…
— Они — в Забайкалье — правильно сделали. Сколько Иосиф Давыдович сделал для области, для края, для Агинского бурятского округа…
Потому что — то, что я там видел в 1978 году, и то, что стало после, это вот, как пелось в старинной песне, «мы рождены, чтобы сказку сделать былью». Вот именно эти слова больше всего подходят. Он делал возможное, и зачастую просто невозможное.
— Спасибо вам огромное, Алексей Павлович, за вашу память и за вашу музыку!
ПАМЯТЬ
Иосиф Кобзон: Из-за Нели я дал по морде лауреату международных конкурсов…
Сегодня народному артисту СССР, Герою Труда России, великому певцу исполнился бы 81 год (подробности)
ИСТОЧНИК KP.RU
Еще больше материалов по теме:
«Иосиф Кобзон, досье KP.RU»
Источник: www.kp.ru