Об этом гендиректор Радио «Говорит Москва» рассказал нашему обозревателю Александру Гамову [аудио]
— …Володя, сразу скажу — у меня с Сергеем Доренко были отношения не очень. Лет 30 назад, когда он на ВГТРК вёл передачу «Без ретуши», мы, журналисты из разных СМИ, «телегу» на него накатали — за диктат в студии. Хотя, когда он руководил «РСН», я был там много раз. Мы хорошо общались, хотя он и в эфире «Говорит Москва» по мне мог пройтись так резковато…
— Саш, теперь это все не имеет значения. Какие-то обиды…
Владимир Мамонтов, гендиректор радиостанции говорит Москва — о Сергее Доренко…
— Я на Сергея не обижался. И сейчас не обижаюсь…
— Он был сложный человек. Яркий и сложный. Очень талантливый…
— Алло, Володь! Я тебя не слышу!
— (Телефон Мамонтова неожиданно замолкает. Набираю снова…)
— …Алло, ты меня слышишь?
— Да, Саша… Теперь самое главное, в общем, в этой истории, мне кажется, — кто захочет, может извлечь из неё очень много уроков для себя. В профессиональном смысле — каким надо быть… В человеческом каком-то смысле. Тоже.
Ты вот мне рассказал о реакции Лужкова… Когда он узнал, что Доренко больше нет. «Хорошего сказать ничего не смогу, а плохого — не хочу».
Почему это происходит? Потому что парадоксальным образом все понимали, что Доренко — политически — остро заточенный персонаж. Больше того, все понимали, что Доренко — мотивированный персонаж, когда он проводил ту или иную журналистскую, пропагандистскую и политическую кампанию.
Он это умел. Это все понимали. Проклинали его — и так далее, но понимали — перед ними персонаж талантливый, перед ними персонаж — я бы даже сказал — иногда вдохновенный.
Он выступал за что? За возможность рулить процессом, быть четвёртой властью. Вообще, четвёртой власти нет, но Доренко думал, что — есть. Он очень хотел сам быть этой властью.
Вот так он был устроен. И это невозможно было не заметить..
Поэтому — даже самые серьёзные его оппоненты, которым он принёс много горя в жизни, — они не могли этого не увидеть, вот этой его второй удивительной стороны.
В этом смысле он был человек удивительного многообразия. В нем много чего…
(Мамонтов снова замолкает — телефон вырубается, опять набираю номер — Володя продолжает)
— …уживалось.
Иногда — абсолютно наивные вещи какие-то можно было заметить.
Он верил в какую-то такую журналистику… Иногда вдруг — на одной из его крайних точек понимания журналистики, появлялась и вот такая… Он, например, страшно дорожил эксклюзивом. Быстротой.
Тем, чему учат в университетах — и нас с тобой учили. На фоне нынешних персонажей он был абсолютнейший мастодонт, который «дрючил» коллектив за секундное опоздание. Хотя, как известно, есть же и другая точка зрения — что мир информационно уже весь перекошен, и — какая разница, кто первый, потому что первым ты можешь быть только полторы секунды.
— Ну, да…
— А потом источник информации перестаёт быть важным.
Но он ценил эти полторы секунды, и в этом плане он, конечно, был удивительный товарищ
Что ещё, Саш, интересно? Он обнаружил однажды, что его воспринимают как персонаж 90-х. К нему пришёл Дудь не так давно и начал задавать вопросы. И все — про 90-е годы. Серёжа осатанел! И просек важную вещь. Вот он инстинктивно понял, что жизнь меняется. Есть телеграм-каналы, есть новая искренностью в подаче. Её стилистическая окрашенность. Он и так не стеснялся в выражениях, но теперь требуются другие выражения.
И он изменился.
— Да, интересно.
— В последнее время — да. Он осовременился. Освоил телеграм-канал, этот новый инструментарий
Десятки, сотни наших с тобой коллег в журналистике давно окаменели, остекленели, и вообще ничего не хотят этого.
— Забронзовели, Володь, забронзовели…
— Забронзовели — и это тоже хорошее слово. Тоже подходит. Вот этого в Доренко не было…
Он страшно не хотел стареть. Вот этот его шлем, мотоциклы… Вот эти его футболки. И всегда — в том стиле, который он любил. Вот это желание — соответствовать времени, быть молодым…
Иногда — плюя на здоровье. Там ведь были звоночки. У него давление подскакивало. Ну, и так далее. Он не хотел этого слышать. Он не хотел жить, подчиняясь медицинским законам своего давления. Высокого — кровяного.
У него в переносном, творческом смысле было очень высокое давление. Только оно и позволяло ему так жить и работать. Разве можно такое лечить?
— (Телефон Мамонтова снова вырубается, опять его набираю…)
— Да образ такой любопытный ты нарисовал, Володь. Слушай, может быть, у тебя телефон разрядился? Может, включишь в зарядку…
— Да нет, Саш, с зарядкой у меня как раз все нормально. В откровенном разговоре — а это было очень похоже на правду, да это, скорее всего, и являлось правдой — он говорил… Знаешь, говорит, если у меня будет выбор — ну, уж он так шутил — и мне придётся даже приплачивать для того, чтобы каждое утро вот так выходить в эфир и получать этот кайф — от разговора с теми, кто его ждёт и любит: «Серёжа! Все дела!»
Он же не сидел — он ходил по студии в этом шлеме, в этом микрофоне, в этой футболке с какими-то драконами — он, кстати, любил это дело — какой-то ещё фэн шуй, заодно ещё и фэн шуй. И так далее… Он получал кайф. И он говорил — слушай… Тут, — говорил, — акционеры мне большие деньги платят — спасибо им большое. (Смеется) Я готов сам им приплачивать — за то, чтобы вот так, по утрам, быть в студии, у микрофона… Только им не надо говорить об этом, Володь. (Продолжает смеяться) Вот так устроен был этот человек…
* * *
— И потом… Не все просекали — он был саркастичен.
— Не понял, Володь, плохо слышно!
— Сар-кас-тичен! Многие это считывали — как вещь прямую. Ирония, сарказм — сложность в работе со слушателями, но он никогда не подделывался под простой народ.
Вот у него был один из последних комментариев — по поводу крушения самолета Sukhoi Superjet 100, загоревшегося после аварийной посадки в аэропорту Шереметьево. Он там сказал примерно так: слушайте, ну, давайте кончать здесь делать самолеты — эти российские. У нас это не получается, давайте — то, что у нас хорошо получается — вводить православие в школах. Можно это оценить напрямую — выкатить блок патриотических претензий. Но Сергей-то имел ввиду другое: у нас должна быть уверенность — в том, что самолеты наши надёжные…
Источник: www.kp.ru