С 7 по 10 февраля в Москве, в Большом театре состоятся гастроли Латвийской национальной оперы. Будут представлены шедевры итальянского и российского оперного искусства «Лючия ди Ламмермур» и «Евгений Онегин» в постановке Андрея Жагарса. О латвийской опере, ее директоре, спектаклях, солистах и зрителях рассказывает Александр Гафин, член Совета банка Rietumu.
Гастроли Латвийской национальной оперы в Москве обещают стать не только событием в контексте двусторонних культурных связей, но и настоящим открытием для широкой музыкальной общественности. На что могут рассчитывать московские и российские ценители оперного искусства, чего ожидать на этот раз?
Латвийская опера сегодня – очень интересный, весьма профессиональный и яркий музыкальный театр, который по достоинству оценен в Европе, прежде всего благодаря своим оригинальным и смелым работам.
Латвия – небольшая страна. И как в каждой такой стране тут есть определенные пиковые области, точки, в которых национальная культура достигает особых высот. Для Латвии это, в первую очередь, музыкальная культура, и оперный театр в частности. Впервые я побывал в Риге в опере лет 5-6 назад, когда стал часто навещать Латвию. С тех пор я не пропускаю практически ни одной премьеры, а некоторые спектакли смотрю по нескольку раз.
Театр, как говорил Булгаков, это очень сложный механизм, и музыкальный театр здесь не исключение: он жив и развивается только тогда, когда во главе его стоит личность – яркая, творческая и авторитетная. Латвийской опере повезло, что ее директором и художественным руководителем является Андрей Жагарс.
Он широко известен не только в Латвии и Европе, но и в России. Его приглашают сюда и как постановщика, и как признанного специалиста, мэтра. Так, совсем недавно Жагарс был приглашен в жюри Национальной премии России в области культуры, что стало прецедентом – впервые в таком качестве выступал иностранный специалист.
«Евгений Онегин», которого в феврале представят московской публике, – это совсем свежая постановка. О ней много писали и в Латвии, и в европейской прессе, отмечая ее оригинальность, современность. Действие перенесено на 200 лет вперед, в наши дни, а встреча Онегина и Татьяны происходит не на балу, а на вполне современной гламурной вечеринке. При этом и к музыке Чайковского, и к классическим текстам режиссер отнесся тактично и бережно.
Не секрет, что одна из самых больных проблем современного оперного театра – адекватная сегодняшнему дню передача эмоционального содержания классических произведений. Как поставить спектакль так, чтобы Кармен или Ленский поражали нас не только высотами вокальной техники, но и своими страстями, чувствами, характером? Увы, это получается не у всех и не всегда, на этом пути больше поражений, чем побед. Жагарсу это, безусловно, удается – его постановки интересны, захватывающи, безупречны с музыкальной точки зрения, отличаются яркой современной режиссурой и сценографией.
Отвечая кратко на ваш первый вопрос, скажу – ждать следует праздника. Я уверен, что эти гастроли оправдают самые лучшие ожидания. Что интересно: как мне сказали, билеты на все представления были распроданы еще до начала рекламной кампании…
Вы работаете в Латвии, в Совете банка Rietumu, который поддержал гастроли. Чем было вызвано это ваше решение?
В Латвии Rietumu известен благотворительной деятельностью и меценатством. Важное место в этой работе – поддержка искусства и культуры. И конечно, нам очень хотелось помочь показать в Москве гордость страны – оперный театр и его солистов, которые с успехом выступают на самых престижных мировых площадках.
Многие наши клиенты активно работают на российском рынке. К тому же в последние годы среди них появляется все больше частных лиц – это и инвесторы, и люди, получающие вид на жительство в Латвии; многие из них приобретают недвижимость и проводят свое свободное время в Риге и Юрмале. Поэтому российский вектор для нас очень важен.
Этот проект, связанный с поддержкой гастролей Латвийской национальной оперы – встречное движение, когда мы хотим показать россиянам частичку того лучшего, что есть в современной латвийской культуре.
Означает ли это и то, что опера нравится всем вашим клиентам?
Я считаю, что музыкальный театр – это такое чудо, с которым мало что может сравниться по удовольствию, которое получает зритель. Мы как банк привыкли делать свою работу хорошо, и уж если показывать что-то – то самое лучшее. Вот Дмитрий Лихачев считал, что страны и люди жили бы в согласии и взаимопонимании, если бы умели видеть и воспринимать только лучшее, что есть у другого.
Гастроли, подобные нынешним, – это важный элемент «культурной дипломатии». Кого ждете в гости? Известно, что организаторы пригласили на открытие представителей культурной и бизнес-элиты…
Предстоящие в Москве гастроли обещают стать яркой страницей в культурной жизни российской столицы. Для рижского театра эти выступления тоже очень значимы и престижны, выступать на сцене Большого – как всегда большая ответственность и честь.
И организаторы, и спонсоры гастролей ожидают, что артисты понравятся москвичам, и мы хотим видеть на спектаклях наших друзей, деловых партнеров. Совместно с Рижской мэрией и клубом российского журнала «Форбс» банк Rietumu организует большой прием по случаю открытия гастролей в Бетховенском зале театра. На него приглашены официальные лица, а также крупные российские предприниматели, которые активно работают на латвийском рынке и часто бывают у нас в Риге и Юрмале.
Надеемся лично поприветствовать в этот вечер Андрея Бесхмельницкого, Петра Авена, Виктора Вексельберга и многих других членов клуба «Форбс», особенно приятно будет увидеть организаторов и звезд юрмальских фестивалей – Игоря Крутого, Аллу Пугачеву, Александра Румянцева, Филиппа Киркорова, Николая Баскова, а также звезд российской оперы и музыкальную элиту Москвы.
Пожалуйста, скажите пару слов о вашем банке.
Rietumu – это крупнейший в Латвии частный банк. Он специализируется на обслуживании состоятельных частных и крупных корпоративных клиентов. Думаю, нашу бизнес-философию хорошо отражает девиз: «Мы – ваш надежный партнер в Европе».
А какие интересные двусторонние проекты сегодня у вас в планах?
Мы рассматриваем ряд любопытных программ и проектов. Один из них – выставка Яниса Круминьша, очень интересного и своеобразного латвийского фотохудожника этой весной в Питере и других городах России.
Надеемся через полгода открыть в Риге большую выставку скульптора Веры Мухиной. Она в Риге родилась, приезжала сюда в 40-50-е, а хорошей персональной выставки на родине у нее пока не было. Мы поможем это упущение исправить.
А как Вы относитесь к последним событиям вокруг Большого театра? Вы несколько лет возглавляли исполком его Попечительского совета…
Большой театр – это тоже очень сложный механизм, и в его коллективе всегда происходили разные процессы: были сплетни, интриги, подставы, но до открытой уголовщины не доходило! Оценку этому даст следствие.
Руководить этим театром очень непросто. Это равносильно тому, чтобы входить в цирке каждый вечер в клетку с тиграми. Похоже, что реконструкцию нужно было делать не только снаружи, но и внутри. Очень жалко Сергея Филина, желаю ему скорейшего выздоровления. Я уверен, что рижанам на сцену бросать будут только цветы!
Читайте также: Новости Новороссии.