Госдума России во вторник начнет обсуждать Кодекс об административном судопроизводстве, номинальное назначение которого — облегчить гражданам тяжбы с властями. Оппозиция считает, что облегчения не будет, пока судьи зависимы от исполнительной власти.
Смысл административного суда, существующего в той или иной форме во многих странах — в том, что жалобы граждан на действия властей рассматриваются в особом порядке: обязанность доказывать законность своего решения возложена на чиновников, а не на истца — гражданина, считающего, что решение незаконно.
Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам […] нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц […] возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо», — говорится в ключевой 64-й статье проекта Нажать Кодекса административного судопроизводства.
Впрочем, граждане, жалующиеся на действия чиновников, должны будут в суде «подтверждать», что конкретный нормативный акт или решение нарушают их права.
В России после многолетних споров решено не создавать, как в некоторых других странах, отдельную систему административных судов — подобные дела будут в соответствии с новым кодексом рассматривать судьи судов общей юрисдикции.
Судьи и независимость
К компетенции такого административного суда в российском варианте проектом отнесены и вопросы политики: в него нужно будет жаловаться, например, на решения о ликвидации партий или общественных организаций, на отказ в регистрации кандидатов в депутаты и другие решения избирательных комиссий, решения о закрытии средств массовой информации.
Многолетние наблюдения за работой российской судебной системы показывают, что в «политических» делах судьи практически всегда, за редчайшими исключениями, принимают сторону исполнительной власти.
По мнению адвоката с многолетним стажем и одновременно члена руководства оппозиционной партии РПР-Парнас Вадима Прохорова, принятие отдельного Кодекса административного судопроизводства само по себе ничего тут не изменит.
«По большому счету, если обеспечить независимость судов, имеющихся механизмов уже достаточно. А если судья зависим, то все равно, есть кодекс или нет», — сказал Прохоров bbcrussian.com.
Прохоров напомнил, что особый порядок рассмотрения жалоб на власти в России уже и так действует — он описан в специальном подразделе Нажать Гражданского процессуального кодекса (ГПК), принятого еще в 2002 году.
Вадим Прохоров, ссылаясь на свою практику, говорит, что судебные споры с властями выиграть очень трудно даже в тех случаях, когда речь идет не о «большой политике», а о пустячных местных проблемах.
Долгий путь
Авторы проекта Кодекса из администрации президента России, однако, объясняют, что трех глав ГПК недостаточно.
«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел […] в которых субъекты […] фактически равноправны. В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон», — говорится в пояснительной записке к проекту Кодекса административного судопроизводства.
Споры о необходимости административного суда ведутся в России уже много лет. Проект закона на эту тему, составленный Верховным судом, был внесен в Госдуму еще в 2000 году, но прошел только первое чтение.
В 2012 году о необходимости создать, наконец, административный суд сказал Владимир Путин — сначала в одной из предвыборных статей во время президентской кампании, а затем — в декабрьском послании Федеральному собранию.
Проект Кодекса административного судопроизводства администрация президента сумела внести в Госдуму в конце марта этого года.