На праздники Россию наводнили паленым алкоголем. Проверенные бренды, уникальный дизайн и специальные голограммы — главная защита от сивушного яда
Как подчеркивает Роспотребнадзор, основным нарушением в алкогольной рознице является продажа просроченного товара. Если говорить об истекших датах, наверняка речь идет о пиве, розница которого практически не контролируется, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифрра» Вадим Дробиз. В ЕГАИС, автоматизированной системе, предназначенной для государственного контроля над объемом производства и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отслеживается каждая бутылка любого горячительного кроме пива, пивных напитков, сидра и медовухи. «В России лицензированное спиртное всех видов продает 200 тыс. магазинов. Еще не менее 100-150 тыс. торговых точек продают только пиво. Выходит, что Роспотребназдор выявил нарушения всего у 6% ритейлеров», — рассказывает эксперт.
Удивляет не количество проштрафившихся торговых точек, а объем снятой с реализации продукции. Роспотребнадзором изъято более 9 тыс. партий товара общим объемом около 90 тыс. литров несоответствующей требованиям продукции. «Это капля от капли в том алкогольном море, которое продается в России, — подчеркивает Дробиз. — Если брать крепкий алкоголь, винодельческую и всю пивную продукцию, то в стране в год реализуется 100 млрд. литров».
ЕГАИС отслеживает всю легальную розницу, однако не в состоянии справиться с фальсифицированным товаром: вино, игристое вино, шампанское, коньяк, бренди. «Эта продукция безопасна для здоровья, но она не является тем, что написано на ее этикетке: например, в вине меньше виноматериала,— объясняет эксперт алкогольного рынка. — Отмечу, проверки Роскачества показывают, что треть всей продукции является или ненадлежащего качества, или фальсификатом. Почему Роспотребнадзор не работает в этом направлении и находит лишь каплю спиртного, продающегося с нарушениями, неизвестно».
Большая проблема отечественной розницы — несоблюдение температуры хранения алкогольной продукции. По словам Дробиза, только по этой статье можно разом оштрафовать 99% торговых точек.
Стоит обратить внимание на еще один любопытный поворот. По результатам своих проверок недобросовестные торговцы алкоголем были оштрафованы на 185 млн рублей. Выходит, что в среднем на каждую торговую точку с подобными нарушениями пришлось менее 9 тыс. рублей. По словам председателя Союза потребителей России Петра Щелища, наказание соответствует законодательству и тяжести нарушения. «У проверяющего есть вилка штрафов для физических и должностных лиц, для организаций и индивидуальных предпринимателей. В данном случае, вероятнее всего, интервал суммы штрафа за нарушение правил торговли составил от 5 до 15 тыс. рублей»., — поясняет эксперт.
Учитывая, что спиртное является одним из самых востребованных товаров едва ли не во всех регионах России и его продажа приносит магазинам доходы куда больше суммы штрафа, подобную меру едва ли можно назвать серьезным наказанием для алкомаркетов. Не трудно догадаться, что за счет столь незначительных санкций вряд ли возможно очистить российский рынок горячительного от явно недопустимой для потребления продукции — погасив взыскание торговцы, скорее всего, вновь вернуться к отлаженным методам реализации сомнительного спиртного.
С одной стороны, число умерших от случайных отравлений алкоголем в России снижается — в 2018 году, по данным Центра разработки национальной алкогольной политики, таких случаев было зарегистрировано на 18% меньше, чем годом ранее. С другой стороны, эта статистика касается лишь летальных исходов — далеко не все поклонники Бахуса, почувствовав после возлияния расстройство желудка или кишечника, обращаются за медицинской помощью. Такой психологический момент активно используется сбытовиками, особенно во время продолжительных праздников, когда многие потребители утрачивают бдительность и перестают обращать внимание на информативные подробности о товаре. Причем, такие ситуации возникают не только на периферии, где далеко не всегда можно найти более качественную альтернативу, но и в мегаполисах, которые способны обеспечить гораздо более широкий выбор.
В этой связи экспертное сообщество все чаще задумывается об изменении ответственности за продажу бракованным алкоголем. В качестве одного из предложений обсуждается возможность приравнивания торговли спиртным с вышеуказанными нарушениями к розничному сбыту нелегального горячительного. Напомним, что в июле 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, ужесточающий административную ответственность за последние операции: для должностных лиц, уличенных в подобных махинациях, штраф теперь составляет от 500 тыс до 1 млн рублей, а для юридических — не менее 3 млн рублей или одна пятая годовой выручки. Вполне возможно, что столкнувшись с такими претензиями, торговцы будут более тщательнее и взыскательнее относиться к своим товарам, так как для многих небольших алкомаркетов рост штрафных санкций может привести к краху бизнеса.
Как распознать «паленый» алкоголь?
Совет эксперта
Руслан Брагин, алкогольный эксперт, член Гильдии маркетологов России:
Покупайте алкоголь только либо в специализированных магазинах, либо в узкопрофильных супермаркетах. Даже легальный продукт, перед тем как попасть в такие торговые точки, проходит долгие мытарства. Вероятность того, что на их полки попадет фальсификат крайне мала. Но панацеи никакой нет. Определить по этикетке, по бутылке легальный товар не получится.
Отмечу, в настоящее время уровень подделок и по содержимому достаточно неплохой. Времена когда, выпив, ты тяжело отравился или ослеп уже миновали. Даже таким производителям это невыгодно, вдруг в следующий раз не купят.
Убедиться в том, что в кафе или ресторане вы пьете «неразбодяженный» алкоголь, можно попросив официанта открыть на ваших глазах новую бутылку.
Не надо стесняться и бояться употреблять продукты новых производителей. Каждый новый изготовитель первое время очень серьезно относится к своей работе и к продукту, который получается на выходе: хороший спирт, нормальная вода. Если она будет некачественная, ее даже закупщики отсеют. Можно покупать уже проверенные бренды, или продукт тех производителей, которые только вышли на рынок, либо тех, чей товар невозможно подделать: необычная форма бутылки и объем, уникальная пробка, специальные голограммы.
Источник: www.mk.ru
Читайте также: Новости Новороссии.