Федеральная Украина обладает одной особенностью — она не может стать членом Евросоюза.
НАТО приняло решение о приостановке сотрудничества с Россией. Одновременно с этим глава Госдепа США завил о стремлении к «деэскалации» отношений с Российской Федерацией. О российско-американских отношениях и перспективах Украины мы поговорили с членом Совета по правам человека при президенте РФ, известным журналистом и политологом Максимом Шевченко.
— НАТО приостанавливает всякое сотрудничество с Россией. Как повлияет эта мера на внешнеполитические перспективы нашей страны?
— Я полностью поддерживаю это решение, потому что всегда был сторонником разрыва всех форм сотрудничества с НАТО, в том числе прекращения транзита натовских грузов в Афганистан по российской территории и ликвидации перевалочной натовской базы в Ульяновске для вывода натовских войск. Пусть НАТО выводит свои войска из оккупированного Афганистана через Пакистан.
Я неоднократно бывал в Афганистане, в том числе и во время натовской оккупации. Всегда считал, что сотрудничество с жестокими оккупантами является позором моей страны. Если Россия со своей стороны прекратит какую-либо помощь натовской группировке в Афганистане, то это будет адекватным и правильным ходом. С нетерпением и надеждой жду такого решения от российского руководства.
Надо начать открыто поддерживать афганскую оппозицию. Если уж конфронтация с Западом, так по полной. Надо прекращать следовать в охвостье американского империализма. В афганской оппозиции среди тех, кого называют «Талибан», я встречал бывших коммунистов, офицеров афганской армии, наших боевых товарищей. Военную структуру движения «Талибан» готовил Шахнаваз Танай, бывший начальник генерального штаба афганской армии. Мне кажется, там есть на кого опереться.
— Генсек НАТО Андрес Фог Расмуссен заявил, что организация поддержит процесс военных преобразований на Украине и окажет практическое содействие в повышении оборонных возможностей страны. Как может измениться положение Украины после помощи НАТО?
— На самом деле, никакой реальной помощи не будет. Это все фантазии. В украинском истеблишменте есть ясное понимание, что сближение с НАТО может привести к еще более тяжелым последствиям, нежели утрата Крыма. Разумные люди совсем не готовы полностью рвать связи с Россией и переходить в тот формат отношений с нашей страной, который существует, например, у политического руководства Эстонии или Латвии.
Мне кажется, что все отношения Украины и НАТО будут достаточно разумными и вменяемыми. Я лично не возражаю, чтобы украинская армия каким-то образом модернизировалась. Ничего плохого в этом не вижу — каждое государство, каждый народ имеет право на эффективную систему безопасности. Но я не верю, что НАТО в данной ситуации на это пойдёт. Более того, со стороны украинских политиков было бы ошибкой осуществлять быстрое и полномасштабное военное сближение с НАТО. Ответ на это со стороны России по отношению и к Украине, и к НАТО будет достаточно серьезным. Я имею в виду политические формы ответа.
Андрес Фог Расмуссен заявил, что НАТО поддержит процесс военных преобразований на Украине и окажет практическое содействие в повышении оборонных возможностей страны
— Глава Госдепартамента США Джон Керри заявил Сергею Лаврову о «настрое на деэскалацию риторики». Насколько в этом отношении могут быть серьезными намерения Госдепа?
— Демократическое правительство США вообще не заинтересовано в эскалации тяжелых отношений с Россией. В эскалации заинтересованы правые республиканские круги, связанные с Израилем, мнение которых выражает Джон Маккейн. Они, конечно, совершенно не заинтересованы в сближении России и Запада.
Для демократов, которые делают ставку в мировой экономике на финансовые институты, в сближении нет никакой катастрофы. Более того, глобальное сотрудничество России и США именно в эпоху демократической администрации стало разумным и конструктивным, хотя и с нюансами. Были какие-то ошибки, в первую очередь со стороны России, например позиция по Ливии. Но в целом это было достаточно внятно и вменяемо.
Поэтому не думаю, что демократическая администрация заинтересована в эскалации отношений с России. Мотив этой эскалации непонятен. Но США — это неоднородная и не унитарная страна, где существует пять или шесть [сил] с совершенно разными подходами и различными ресурсными возможностями в плане определения государственной политики. Так, внешняя политика США во многом определяется интересами транснациональных корпораций.
Полагаю, в США есть силы, которые заинтересованы в эскалации отношений с Россией, которая будет развиваться не по воле Джона Керри, а по воле других влиятельных американских игроков.
Максим Шевченко: Я лично не возражаю, чтобы украинская армия каким-то образом модернизировалась. Ничего плохого в этом не вижу — каждое государство, каждый народ имеет право на эффективную систему безопасности
— МИД России считает, что причиной кризиса на Украине стало отсутствие сбалансированной конституции. Какие принципы должна включать конституция Украины, чтобы избежать подобных сценариев в будущем?
— Я еще задолго до этого кризиса выступал за то, чтобы в Украине учитывались региональные различия. Мне всегда хотелось, чтобы эта страна была сильной демократической державой, в которой разница регионов была бы ее преимуществом, а не слабостью. Но федеральная Украина обладает одной особенностью — она не может стать членом Евросоюза.
В Европейский Союз не берут федерации, по крайней мере на востоке. Старые государства, вроде Испании, могут там находиться и по сути представлять собой разноукладное общество, находящееся на грани распада. Каталония или Баскония могут отсоединиться от Испании. Но новые федерации не принимаются.
Я всегда выступал за федеративное устройство Украины. Может быть, не очень жесткое, но с широким финансовыми и культурными полномочиями для регионов. Конечно, на основной части государственным языком должен быть украинский. Но на всей территории страны необходимы широкие возможности для русского языка, как и для румынского и венгерского.
Сильная страна живет не этническим мифом, а эффективными политическими институтами. У Украины был и остается шанс их сформировать. Это государство вполне может стать Соединенными Штатами Украины, славянско-тюркско-венгерско-румынским демократическим союзом народов юго-востока Европы между Доном и Саном, как поется в гимне этой страны.
Однако боюсь, что украинская элита будет продолжать борьбу за Киев. Цель их политической деятельности — просто захватить президентское кресло. Кто банкует в Киеве, тот банкует по всей Украине. У них криминальное сознание, и им наплевать на реальные интересы многонационального народа Украины. Эти люди постоянно пытаются его впихнуть в свое достаточно убогие политтехнологические представления о том, что есть Украина. А Украина — это целая вселенная, содержанию которой больше отвечает разноукладное федеративное устройство.
При этом я бы увеличил полномочия Рады и резко уменьшил полномочия президента Украины, который должен играть согласительную роль, примерно как в Федеративной Республике Германия. А права земель и права федерального правительства, формируемого парламентом, должны носить доминирующий характер.
— Министр юстиции Украины Петр Петренко заявил, что Россия увеличила цену на газ в одностороннем порядке, поэтому Украина не признает новые цены. Насколько реален отказ Украины расплачиваться по новым тарифам?
— Такое вариант совершенно нереален. Думаю, это предмет торга, в котором будут учитывать последние события. Все равно рано или поздно за Крым придется платить какую-то компенсацию Украине. Газ и экономическая ситуация в целом — это предметы этого торга. По крайней мере, политически это было бы разумно. Какую-то моральную компенсацию украинскому народу придется предложить. Уверен, что можно договориться на достойном уровне. Правда, торговаться только по цене на газ — это недостойно ни для Украины, ни для России.
Читайте также: Новости Новороссии.