Чтобы шагать в ногу со временем Министерство просвещения приняло Концепцию развития технологического образования [опрос]
Скажем честно: нынешние уроки технологии в школе — одни из самых бестолковых. Они оторваны от жизни куда больше, чем школьная физика с математикой: кое-где занятия до сих пор идут чуть ли не на трофейных станках, которые во всем остальном мире давно уже перекочевали в музеи. Не удивительно, что во многих лицеях и гимназиях их втихую заменяют более «полезными» с точки зрения образования предметами.
Кроме того, недоумение вызывает разная программа для девочек и мальчиков. Можно подумать, мальчишкам не понадобится умение пришить оторванную пуговицу или приготовить себе завтрак, а девочкам ни разу в жизни не потребуется повесить полку…
В общем, претензий и вопросов к этому предмету накопилась масса. Чтобы занятия стали действительно полезными для детей, была составлена специальная Концепция развития школьного технологического образования, которую уже приняло Министерство просвещения. К каким революционным преобразованиям это приведет? Об этом нам рассказал один из авторов Концепции, профессор Алексей Семенов, академик РАН и РАО.
Долой устаревшие технологии
В теории, уроки технологии должны готовить будущих инженеров и развивать у детей техническое мышление. Но по факту эти занятия недалеко ушли от уроков труда в советской школе, хотя сами технологии за это время совершили огромный прорыв.
— Наша школа враждебна по отношению к технологиям, хотя во всем мире цифровизация идет полным ходом, — рассказывает Алексей Семенов. — Возникает огромная пропасть между школой и реальным миром. Уроки мало связаны с другими предметами, и они не нравятся детям, потому что мы заставляем их заниматься скучным и грязным делом.
Современным школьникам вряд ли пригодится в жизни умение обращаться с допотопными станками, А шить одежду для себя нынче дорогостоящее развлечение, которое могут себе позволить только обеспеченные люди. Так зачем засорять этим мусором школьную программу, которая и так не резиновая?
— Мы пытаемся убрать из программы то, что человеку уже никогда не понадобится, — объясняет академик. — Например, раньше люди помнили наизусть сотни номеров телефонов, а сейчас они хранятся в памяти мобильников. У слепых снижается брайлевская грамотность (умение «читать» пальцами — Ред), потому что есть голосовые помощники, которые и прочтут, и напишут сообщения. Людям больше не нужно уметь делить столбиком на бумажке — для этого в повседневной жизни есть калькуляторы.
От гончарного круга до 3D принтера
Это вовсе не значит, что школьников перестанут учить работать руками.
— Ученики получат практические навыки разного уровня — ту же чайную чашку они смогут вылепить на гончарном круге или напечатать на 3D-принтере, — объясняет академик. — Кроме того, необходимо знакомить их с промышленным дизайном, чтобы дети понимали, почему вещи устроены именно так и как всё это работает.
Кроме того, на уроках технологии детей будут учить навыкам, которые пригодятся и на других предметах. Например, компьютерному набору, чтобы быстрее и лучше готовить рефераты. Моделированию, чтобы лучше понимать процессы в физике, химии и биологии. Анализу данных и работе с алгоритмами, что позволит разгрузить программу по математике и информатике.
С миру по нитке, детям на учебник
От традиционных учебников по технологии авторы новой концепции тоже предлагают отказаться. И это логично: за то время, пока учебник пишется, проходит экспертизы и поступает в школы, информация в нем успевает наполовину устареть.
— Учебник в печатном виде может существовать в формате обзора или навигатора — указывать, где искать ту или иную актуальную информацию в интернете, — считает Алексей Семенов. — Кроме того, я не думаю, что возможен единый учебник для всей страны. Напротив, нужен простор для технологического творчества.
Разработать свой курс или модуль сможет любой желающий, но в школы он попадет только после строгой государственной и общественной экспертизы.
— Школы вместе с предприятиями могут создавать свои, актуальные именно для них модули — например, познакомить учеников с особенностями местного производства, — приводит пример академик. — Затем модуль проходит экспертизу и получает финансирование, чтобы прийти в соответствие с программой и требованиями. А после этого его можно использовать в любой другой школе.
Три ЕГЭ по цене одного
Сама концепция ещё проходит обсуждение и дорабатывается. По некоторым предложениям однозначного решения пока нет.
Например, авторы предлагают разрешить детям пользоваться гаджетами и сервисами на ЕГЭ и ГИА — ведь мы ими пользуемся в реальной жизни. Но как тогда отличить знание предмета от умения гуглить в интернете, пока не очень понятно.
Кроме того, предполагается сделать единый базовый экзамен по математике, технологии и ИКТ. Чтобы сдать его, нужно будет владеть базовыми знаниями и навыками, которые пригодятся просто в повседневной жизни. А для поступления в технические и инженерные вузы выпускники смогут выбрать профильные ЕГЭ по этим предметам. Обсуждается и идея технологического портфолио, за которое дети смогут получить бонусные баллы.
Но в ближайшем будущем такие кардинальные перемены школьникам не грозят. А вот учителям технологии рекомендуют начать готовиться и знакомиться с IT уже сейчас.
Чему будут учить «трудовики»:
— Компьютерное черчение и промышленный дизайн;
— 3D-моделирование и прототипирование;
— Технологии обработки материалов ( от ручной до станков с ЧПУ и лазерной обработкой);
— Нанотехнологии;
— Робототехника и системы автоматического управления;
— Технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;
— Строительство и транспорт;
— Агро- и биотехнологии;
— Обработка пищевых продуктов;
— Технологии умного дома и интернета вещей;
— Технологии в маркетинге, рекламе и СМИ.
ИСТОЧНИК KP.RU
Источник: www.kp.ru